Диалог о проростках продолжается. Удивительно, как люди иногда держатся за популярные идеи, но с легкостью проходят мимо Свидетельств Духа Пророчества…
Однако есть рекомендации об употреблении пророщенных семян на определенном этапе их прорастания, когда они имеют максимальную питательную ценность и в них не содержится вредных веществ.
То, что такие рекомендации есть, я не сомневаюсь. Важно понимать, КТО и НА ОСНОВАНИИ ЧЕГО дает такие рекомендации.
Максимальная питательная ценность с минимальным содержанием вредных веществ — это в сухом зерне. Потому что именно сухое зерно дано человеку в пищу, и всегда использовалось людьми для питания. Если есть исключения, то на то они исключения, чтобы их рассматривать отдельно, и результат рассмотрения не переносить на все остальные семена.
Есть два источника информации о том, что происходит в семени во время его прорастания. Одному источнику я совершенно не доверяю, и обращаться к нему не хочу. Потому что он предвзятый. Это всякие исследования диетологов, продающих нам свою продукцию. Есть другой источник — сельскохозяйственный, изучающий процессы и химию прорастания семян с целью именно выращивания растений. Есть также исследования, связанные с применением проростков в питании животных, и есть исследования в использовании пророщенной ржи в пивоварении. Это — исследования, которые не заинтересованы в том, чтобы продать модный продукт для модной диеты, потому я им доверяю. Недостатки предвзятых исследований мне понятны и известны. Думаю, что Вы тоже хорошо знаете о заказных исследованиях.
Вот информация о проростках, но из более древней области, более изученной, а потому с немного иной терминологией. Обратите внимание на Солод. Это просто другое слово для проростков. Только из другой области. Для чего на протяжении тысячелетий использовалось проращивание семян? Для производства алкогольных напитков. Именно к этому ведет ферментация.
Со́лод — намоченные и пророщенные семена злаков: чаще всего ячменя, реже — ржи, пшеницы, кукурузы, тритикале. Проращивание зёрен злаковых культур позволяет запустить процесс ферментации. Для прекращения дальнейшей ферментации и удаления лишней влаги пророщенные семена сушат горячим воздухом.
Солод служит основой для производства ферментированных напитков — пива, кваса, кулаги, махсымы, а также виски.
Процесс получения солода делится на намачивание и проращивание семян. При проращивании идут химические изменения, образуются новые химические вещества. В одних случаях ценным является только одно из образующихся при этом веществ — диастаза (винокуренное производство), в других же случаях пользуются, помимо диастазы, совокупностью изменённых растворимых продуктов (пивоваренное производство). В обоих случаях пользуются способностью диастазы растворять и осахаривать крахмал, причём получается мальтоза — сахар, обладающий способностью брожения.
Цель намачивания — дать семенам набухнуть и подготовить их к прорастанию. Процессы химических изменений начинаются уже при набухании семян, так как при этом замечается дыхание, результатом которого является образование угольной кислоты и образование диастазы. В усиленной степени оба процесса протекают при прорастании. Общая картина изменений, вызываемых прорастанием, представляется в следующем виде: вследствие расхода веществ на дыхание содержание сухого вещества заметно понижается; значительная часть крахмала переходит в раствор, образуя глюкозу, сахарозу, мальтозу и другие растворимые углеводы. Такому же растворению подлежат отчасти и клеточные стенки; это растворение происходит под влиянием диастазы, отчасти содержавшейся уже в неизменённом семени, главным же образом образовавшейся при прорастании; часть названных углеводов потребляется при дыхании, окисляясь в угольную кислоту и воду. Точно так же частью окисляются в угольную кислоту жирные кислоты, частью же они переходят в углеводы. Белковые вещества частью пептонизируются, то есть переходят в пептоны, по всей вероятности, под влиянием специальных пептонизирующих ферментов, частью же распадаются в растворимые кристаллизующиеся азотистые продукты (аспарагин и другие аминокислоты). Диастазу можно обнаружить уже в непроросшем зерне; сосредоточена она, главным образом, в щитке. Вместе с прорастанием идёт усиленное новообразование диастазы в эндосперме.
Под её влиянием происходит растворение крахмала, и получающиеся при этом продукты всасываются эпителиальным слоем щитка и оттуда поступают в молодое растеньице. Некоторые исследователи склонны приписывать главную роль в образовании диастазы щитку, откуда фермент этот поступает в эндосперм. На это указывает тот факт, что отделённый от эндосперма и приложенный к крахмалу зародыш со щитком растворяют крахмал. Однако имеются указания на то, что растворение это происходит под влиянием не диастазы, а низших организмов…
Википедия, статья «Солод»
Я остановился на полуслове специально — потому что было ранее высказано, что между проращиванием и гниением есть разница в том, что гниение — результат действия бактерий. Здесь же сказано, что «имеются указания на то, что растворение крахмала происходит под влиянием НИЗШИХ ОРГАНИЗМОВ».
Я не такой специалист в этой области, чтобы что-то подтверждать, или опровергать. Но я знаю, где искать, и как проверять информацию. И скажу сразу: Даже популярные имена Адвентистских авторов не всегда гарантируют надежный источник информации. Приходилось с этим сталкиваться. Для меня самым первым и достоверным источником истины в том числе и в этом вопросе являются Библия и Свидетельства. И всё, что входит в противоречие с информацией из этих источников я не признаю. Всё остальное — тщательно проверяю.
Хлеб на дрожжах и закваске тоже под воздействием низших организмов. Гниль?
Да, закваска — это тоже гниль, на самом деле. Тесто вскисает. Что это такое? Это порча, гниение. Потому я раньше поднимал вопрос вообще всякой ферментации. И я не хочу однозначно утверждать что-либо здесь, а только иногда задаю вопросы, на которые получаю не ответы, а либо насмешку, либо осуждение.
Цель хлебной закваски — поднять, взрыхлить тесто. Затем выпечка полностью уничтожает грибки и бактерии, которые произвели углекислый газ для поднятия теста. То небольшое количество гнилой муки (будем называть вещи своими именами), которое используется для закваски, остается в пределах допустимого загрязнения продукта, и нейтрализуется тепловой обработкой, но выполняет свою роль, для которой её помещают в здоровое тесто.
Я не уверен, например, что ВСЯКАЯ ферментация молока может рассматриваться как гниль, но это уже другой вопрос. Но в целом, я считаю, что «ферментация» это облагороженное название процесса гниения.
Процесс биосинтеза белков, углеводов с использованием ферментов или простейших микроорганизмов схож. Можем ли мы сделать вывод, что в процессе протекания биохимических процессов в нашем организме при использовании ферментов сродни процессу гниения?
Есть много схожих процессов, потому и существуют синонимы — одни полные синонимы, другие приблизительные или условные. Кстати, в организме тоже происходит гниение, если не тот продукт, не тогда или не в том количестве попадает, равно как и при иных обстоятельствах. Елена Уайт использует это простое понятное слово.
Я не пытаюсь доказывать, что прорастание — это гниение. Нет, конечно же: По своей природе прорастание положительное и созидательное, а гниение отрицательное и разрушительное. Но положительность прорастания ещё не является причиной употреблять его в пищу. Едим ли мы зелёные яблоки или помидоры? Кое-что едим в зеленом виде, огурцы например. Хмм… вспомнил… я буквально вчера читал протокольную запись о выступлении Келлогга на сессии ГК 1888 года, где он говорил о принципах реформы здоровья. И там он, в частности, сказал следующее:
«Which is the greatest sin, to eat cucumbers, pickles or pork. Answer. This is about like asking, which is worse, to lie or to steal.»
Ежедневный бюллетень сессии ГК, 29 октября 1888 г., том 2, № 8, стр 3
«Что является наибольшим грехом: есть огурцы, соленья, или свинину? Ответ: Это подобно вопросу, что хуже — обманывать или воровать.»
Ну вот и огурцы под раздачу попали. Если пиклз — это соленые огурцы, то что же тогда скрывается за cucumbers?
Самому интересно, в честь чего огурцы у Келлогга в немилость попали. У него, вообще-то, были некоторые крайности в вопросах питания, которые Елена Уайт очень аккуратно исправляла. О соли, например. Помимо этого, я больше ничего не нашел отрицательного об огурцах ни у Елены Уайт, ни у пионеров.
Маринады с уксусом исключить. Здесь вред уксуса.
Но она же говорит о том что надо на консервировать!
Маринование и консервирование не одно и то же.
Я люблю вкусные соленья. Мы в нашей семье всю дорогу делали консервации, причем, насколько я припоминаю, всегда без уксуса. Когда брали покупные, помню, что маринады мне просто по вкусу не нравились — не привычные, а больше всего любил именно соленья, особенно из бочки.
Однако помимо вкуса, я ещё люблю изучать истину, как из Библии, так и из Свидетельств. Люблю узнавать всё тщательно и досконально. Вне зависимости, нравится оно мне, или нет. И вот однажды я взялся за маринады и соленья — исследовать этот вопрос. И я обнаружил, что те слова, которые использовала Елена Уайт для описания этого не полезного продукта, одинаково относятся и к соленьям, и к квашеньям, и к консервированию, и к маринованию. И только ПЕРЕВОДЧИКИ вкладывали СВОЕ ПОНИМАНИЕ в то, что мы читаем НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ в Свидетельствах.
Когда я обнаружил это, я постарался более тщательно исследовать этот вопрос, стремясь понять в контексте, что же на самом деле имела в виду Елена Уайт. И тогда я пришел к выводу, что она именно против любой ферментации. Включая и молочную — я не нашел у неё никакого намека на кисломолочную продукцию, она говорила только о молоке и сливках. Когда она писала о консервации — она писала о консервировании фруктов, а не овощей. И Вы знаете, что в этом есть значительная разница, как консервируются фрукты, и как консервируются овощи.
У меня были сомнения в отношении того, что считается фруктами, а что овощами. Однажды в Заокский приезжала семейная пара медработников из Лома Линды, и они проводили серию лекций в большом конференцзале административного корпуса, включая демонстрацию гидротерапии и прочего. Я тогда переводил им все эти семинары, а потом я издавал их книжку «Божий метод лечения». Вот там и тогда во время одной из лекций тот товарищ вдруг заявил, что разница между овощами и фруктами заключается в наличии плодов, и всякие огурцы-баклажаны вместе с тыквой и перцем — это фрукты! Потому что имеют плоды. А вот капуста, лук, всякая зелень и прочее — это овощи, просто растения. Тогда я не уточнил у него, куда он относит корнеплоды. Но потом я взялся изучать этот вопрос. Чем больше я его изучал, тем больше с ним соглашался, и в какое-то время сам эту классификацию отстаивать, потому что разделение на овощи и фрукты — это не ботаническая классификация, и даже не диетическая, а полностью коммерческая, устанавливаемая коммерческими законами разных стран.
Это изменение классификации овощей и фруктов повлияло на мои исследования консервации, но потом появился доступ к неопубликованным материалам Елены Уайт, и стало возможно узнать гораздо больше о том, что Елена Уайт называла фруктами, и что овощами. Сейчас я понимаю, что её классификация была примерно как и наша сегодня. Может быть какой-то один-два вида она могла классифицировать иначе, но это точно не разделение на плоды и зелень. Потому что те же огурцы она точно относила к овощам.
И потому, вопрос для меня остается достаточно серьезным и открытым. Это не вопрос жизни и смерти — Елена Уайт никогда не делала вопрос питания таким. Греховным в питании она называла только две категории — нечистую пищу и алкоголь-чай-кофе. Всё остальное она объявляла НЕ ГРЕХОВНЫМ, включая и те самые несъедобные сыры и специи и многое другое. Потому и вопрос солений-квашений-маринадов тоже следует нам относить к негреховным. Однако это вовсе не означает, что мы должны всю реформу здоровья объявить неважной. Напротив! Не будучи греховным, этот вопрос имеет чрезвычайно серьезное влияние на нашу духовность и может свидетельствовать о наличии других грехов, которые закроют нам доступ к вечности. И это важный вопрос послушания.
Сама Елена Уайт тридцать лет шла к полному оставлению мяса, и потому она нигде не требовала моментального отказа от нездоровых продуктов. Она везде говорила об осмысленной замене плохих продуктов хорошими. И многие сегодня грешат именно в этой части адвентистской реформы здоровья — в навязывании, в однобокости, в избирательности, в фанатичности, в готовности потерять здоровье, но не притронуться к тому, что они сами для себя определили неприемлемым… Потому, я не ставлю свои исследования и замечания в категорию требования или определения греховности. Я только пытаюсь обратить внимание тех, кто искренно стремится исполнить всякую истину, на то, что традиционные представления многих, претендующих на знание и практику здорового образа жизни, не всегда полностью согласуются со Свидетельствами об адвентистской реформе здоровья. Потому призываю продолжать исследовать Свидетельства и продолжать менять свое отношение к тому или иному, что нам открывается. Потому что истина постоянно прогрессирует.
Потому, возвращаясь к соленьям-квашеньям-маринадам, на данный момент я не имею основания в Свидетельствах определять, какие из этих продуктов приемлемые, а какие нет. На данный момент у меня есть основание все эти виды отнести к нездоровым продуктам, о чем я и пытаюсь здесь сказать. Хотя следует признать, что Елена Уайт упоминает о вреде солений-квашений в сочетании с большим употреблением соли.
И это не вопрос осуждения, не вопрос спора, не вопрос требования что-то прекратить употреблять. Это всего лишь желание обратить внимание людей на то, что Свидетельства говорят немного иначе, чем мы привыкли слышать от тех, кто претендует, что знает Свидетельства и живет по Свидетельствам.