0

Каково оно, «учение» о возложении рук?

«Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание… учению… о возложении рук… И это сделаем, если Бог позволит.» Евр. 6:1-3

Вероятно, Бог так и не позволил апостолу Павлу положить основание учению о возложении рук. Потому сегодня не утихают споры о том, что это такое и как оно на самом деле должно быть. Да и Комитет по теологии рукоположения, который работал при Генеральной Конференции АСД с 2010 по 2015 годы под руководством Артура Штеле, признал, что на самом деле Церковь АСД не имеет доктрины о рукоположении, равно как этот комитет так и не пришел к единому мнению в вопросах рукоположения. Могу ли я претендовать на что либо в этой публикации?

Но для начала я хотел бы собрать краткую информацию о возложении рук из Библии. Но я позволю себе сделать это только по русскому синодальному переводу, не обращаясь к оригинальным текстам — это может повлиять на точность результата, но все равно будет довольно интересным исследованием.

  • Иаков благословляет детей Иосифа возложением рук на их головы (Быт 48:13-20)
  • Грешник, приносящий жертву, возлагал руки на голову жертвы (Левит 3,4 гл)
  • Свидетели возлагают руки на голову преступника перед преданием его смерти (Лев 24:14; Лк 21:12)
  • Весь народ возлагает руки на левитов, посвящая их на служение (Чис 8:9-14)
  • Моисей возлагает руки на Иисуса Навина, передавая ему свои полномочия (Чис 27:18-23; Втор 34:9)
  • Посредник возлагает руки на спорящих (Иов 9:33)
  • Возложение рук для исцеления больного (Мф 9:18; Мк 6:5; 16:18; Лк 4:40; 13:12-13; Деян 28:8)
  • Иисус возлагает руки на детей (Мф 19:13-15; Мк 10:16)
  • Апостолы возлагают руки на диаконов (Деян 6:5-6)
  • Возложение рук на крещённых для получения Святого Духа (Деян 8:16-19; 19:5-6)
  • Анания возлагает руки на Савла для двух одновременных действий — исцеления и получения Святого Духа (Деян 9:17)
  • Церковь в Антиохии рукополагает Варнаву и Савла на служение (Деян 13:1-3)
  • Рукоположение пресвитеров (Деян 14:21-23; 1Тим 4:14; 5:2; 2Тим 1:6)

Помимо того, что в этом списке совершенно не представлено рукоположение апостолов Христом, здесь мы находим, что рукополагает общество и церковь. Как минимум, апостол Павел был рукоположен на служение Антиохийской общиной, которая состояла из еллинов, в которой до него и апостолов не появлялось. Да и Павел свидетельствует, что он апостолов не видел долгое время (Гал 1:15-19), то есть не получал апостольского рукоположения от людей. Также рукополагались все крещенные. К тому же, если смотреть на текст греческого оригинала, то Павел был всего лишь диаконом, точно таким же, как и известная Фива из Коринфа (Еф 3:7; Рим 16:1).

Да, кстати, в отличие от нашей практики, в апостольское время диакона имели право крестить, как например, тот же диакон Филипп, известный как благовестник (Деян 8:38; 21:8). Или диакон Павел, известный как апостол. И да, Варнава тоже был апостолом — Деян 14:14.

Но главное — нет никакой пресловутой преемственности рукоположения от апостола Петра! Во-первых, нигде не сказано, что сам Петр был рукоположен Христом, и тем более, что Петр рукополагал других апостолов. А это значит, что большая часть рукоположенных были рукоположены не по преемственности Петра, и даже не по преемственности других апостолов, а, по крайней мере, по преемственности апостола Павла, который поставлял многих пресвитеров и епископов. Однако, как и сам Павел с Варнавой, по всей видимости, очень многих рукополагали просто христианские общины — обычные люди.

Происходит ли какое таинство во время рукоположения? Вероятно, такое же, как и во время благословения. Но если рукоположение может быть одинаковым и даже совмещенным — и для детей, и для исцеления, и для служения, то говорить о таинстве не приходится.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *