Василий Дмитриевич, как объяснить эти тексты? Может ли Бог раскаяться (передумать)?
Нет. «…и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему» (1-я Царств 15:29)
Да. «…и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков (…) ибо Я раскаялся, что создал их»(Бытие 6:6-7) «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» (1-я Царств 15:29)
У меня простой ответ: Язык человека настолько груб и несовершенен, что не в состоянии передать все детали характера Божьего. Вот и используется одно и то же слово для передачи разного смысла.
Стих 29 относится к тому, что Бог принял Свое решение о помазании Давида, и уже не раскается и не отменит его.
Стих 35 говорит о печали Самуила в том, что Бог отверг Саула. То есть здесь Самуил рассматривает действие Бога как некое раскаяние Бога.
На самом деле Бог знал, что делает. Помните пророчество об Иуде — не отойдет скипетр от Иуды? (Быт 49:10). Это было пророчество от Господа. И Бог помазал Давида именно из колена Иудина. Это был изначальный план Божий. А почему же Бог дал народу Саула из колена Вениаминова? Что это было — изменение планов Божьих? Вначале планировал Иуду, а потом вдруг передумал и выбрал Вениамина?
1Цар 8:20 — желание народа было в том, чтобы среди прочего царь «ходил перед ними». Это значит, что они хотели иметь статного, представительного царя. И Бог дал им такого: 1Цар 10:23 «и был он от плеч своих выше всего народа»! Вот, каким должен быть царь, в понимании людей. Весь остальной народ был Саулу по плечи только. Представили? Рост Саула был просто гигантским — если средний рост евреев был, скажем, 170 см, то рост Саула превышал два метра. Это по нашим меркам.
Бог не изменился. Он поступает здесь по Своему обычному методу — вначале дает человеку то, что человек просит, а потом показывает проблемы человеческих желаний, и после этого предлагает Свой вариант. И в Своем варианте Бог не раскаивается, хотя и сожалеет о том, что люди выбирают иной путь.
Увы, человеческий язык оказался неспособным выразить разницу между одним раскаянием или изменением, и другим. Чтобы лучше понять неизменный характер Бога, следует посмотреть на условность Его обещаний и планов относительно людей:
«Иногда Я скажу о каком — либо народе и царстве, что искореню, сокрушу и погублю его; но если народ этот, на который Я это изрек, обратится от своих злых дел, Я отлагаю то зло, которое помыслил сделать ему. А иногда скажу о каком — либо народе и царстве, что устрою и утвержу его; но если он будет делать злое пред очами Моими и не слушаться гласа Моего, Я отменю то добро, которым хотел облагодетельствовать его. Итак скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши. Но они говорят: «не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца».» Иер. 18:7-12