4

Архангел Михаил — ангел или Бог?

Не кажется ли вам странным, Творца называть творением? Ведь архангел — это природа ангельская, которых и создал Бог.

Насчет «Архе» — это иногда «старший», иногда «выше», «над», «прежде». То есть, арх-ангел можно истолковать как «старший ангел», а можно и как «над ангелами», «прежде ангелов», «начальник над ангелами». Потому «архангел» скорее Творец, а не творение.

Давайте просто постараемся разобраться во всех текстах, имеющих отношение к «Михаилу» и «Архангелу». Их не много. Просто попробуем подойти к ним с двух сторон — и со стороны Христа, и со стороны главного ангела.

Слово «Архангел» встречается только в двух текстах Библии:

«потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде;»

1 Фес. 4:16

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: ‘да запретит тебе Господь’.»

Иуд. 1:9

Вот эти два стиха. Больше таких в Библии нет. Всё остальное, что Вам кто-то скажет об архангелах — основано на человеческих фантазиях и предположениях.

Итак, анализируем их:

  1. Первый из этих текстов описывает последовательность событий при втором пришествии, во время которого произойдет воскресение умерших. Давайте вначале разберем этот стих, подставив в нем вместо Архангела «старшего ангела».

«потому что Сам Господь при возвещении, при гласе старшего ангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде

Что меня смутило бы в таком стихе: (а) Библия нигде не говорит о том, что среди ангелов есть старшие или младшие. Херувимы и серафимы — да, но они выглядят иначе, имея лица иные и количество крыльев иное. Но, допустим, это впервые встретилось — всегда где-то должно быть первое упоминание». (б) Господь — ангел — труба Божья — мертвые во Христе… Вот честно, как-то между двумя упоминаниями Бога посередине ангел, пусть даже и старший — как-то не логично, не последовательно! (в) Апостол Павел это пишет в качестве надежды для родственников умерших, то есть, главная мысль — воскресение умерших. Остальное — детали. Воскресение в библейских повествованиях совершали либо люди, либо Христос, но я не припоминаю, чтобы это делали ангелы.

Но если Архангел — это Христос, то: (а) Христос вызывал умершего Лазаря, значит способен вызвать из могилы и умерших в Господе. (б) Голос Христа в Откр 1:10 представлен как голо трубный, что соответствует параллельной фразе «трубе Божьей». (в) 1Кор 15:20-57 описывается то же самое воскресение при той же самой «трубе» (ст 52), причем это воскресение напрямую связано именно со Христом — ст (22, 45, 57). (г) Пришествие Христа будет вместе с Отцом, Который представлен словом «Сам Господь» в 1Фес 4:16. Мы это знаем из Откр 1:4-5; 11:15,17 и других. Потому последовательность иерархии очень даже верная — вначале упоминается Господь Отец, а потом Архангел Христос.

  1. Второй стих, говорящий о споре о теле Моисея, также имеет отношение к воскресению, однако этот случай ещё более сложный: Моисей должен быть воскрешен НАВСЕГДА, а не как Лазарь или Тавифа, которые потом все равно умерли. А это было ещё ДО ГОЛГОФЫ, то есть жертва Христа за спасение человечества ещё не совершена. Моисей должен был быть воскрешен, грубо говоря, «в кредит». Потому диавол и спорил о нём. Мог ли кто иной, кроме Христа, вести диалог с диаволом по такому серьезному вопросу? Нет, даже самый главный ангел — всего лишь ангел. Причем, Люцифер был раньше самым главным ангелом, и он восстал против Самого Бога — стал бы он разговаривать с тем, кто хоть и занял его место сейчас, но раньше был в его подчинении? Нет, только Христос, и никто иной имел силу и авторитет воскресить Моисея для вечной жизни прежде Голгофской жертвы.

Имя «Михаил» встречается в Библии неоднократно, но относительно к небесной личности — только пять раз. Вот эти тексты:

«Впрочем я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.»

Дан. 10:21

«Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.»

Дан. 10:13

«И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.»

Дан. 12:1

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: ‘да запретит тебе Господь’.»

Иуд. 1:9

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них],»

Откр. 12:7
  1. Начну с текста Иуды 1:9. Здесь Михаил — тот же Архангел. Потому, если Архангел — это Христос, то и Михаил — это Христос; а если Михаил — Христос, то и Архангел — Христос. Этот текст мы уже разбирали. Потому нам следует смотреть ещё на оставшиеся четыре стиха.
  2. Три текста из Даниила взаимосвязаны. Потому мы будем рассматривать их вместе, в одной связке. В десятой главе с 4-го стиха и далее мы видим Даниила, которому предстали две личности — первый, одетый в льняную одежду, явно священническую, по описанию явно Божественная личность, потому что такое описание Бога у Иезекииля 1:26-27; 8:2 и у Иоанна в Откр 1:13-15. И об этой Божественной Личности говорящий с Даниилом сказал, что Он пришел помочь ему. И этот Михаил назван «Князем вашим», Князем народа Божьего. В Дан 12:1-2 явление этого Михаила также связано с воскресением в конце времени. И далее этот же князь Михаил, в священнической льняной одежде, стоит над водами реки и клянется Живущим вовеки в Дан 12:6-7. Эту же самую сцену мы видим в Откр 10:1-2,5-6. Здесь описан «Ангел», но его вид такой же, как у той Божественной Личности, и он тоже над водами, и тоже клянется Живущим вовеки. Что мы видим из всех этих стихов? Михаил — Божественная Личность, Князь народа Божьего, Священник. Мог ли это быть просто ангел, даже старший из Ангелов? Ведь тот, который был послан бороться с князем Персидским — тоже был ангелом, однако ему понадобилась помощь Кого-то поважнее, Михаила-Архангела, имеющий облик Бога или Сына Божьего.
  3. И последний текст, Откр 12:7 — Тот, Который со Своими ангелами воевал против дракона. Против Кого восстал восстал дракон? Исаия 14:13-14 — он возжелал быть подобным Всевышнему и вознести свой престол выше «звезд Божьих». Дан 8:11 — он вознесся даже на Вождя воинства небесного — это на Христа. Диавол был выше всех ангелов, потому не с ангелами он вер битву на небе, а с Тем, Кто выше ангелов и выше его, люцифера, ставшего сатаной.

И наконец, имя «Михаил» (ивр. ‏מִיכָאֵל‏‎, Михаэ́ль) — мужское личное имя еврейского происхождения. Происходит от слов ивр. ‏מי כמו אלוהים‏‎ (ми кмо элохим, сокращённо «ми-ка-э́ль») — буквально «Кто как Бог», или «Тот, Кто как Бог». Только Христос — Тот, Кто как Бог.

Разобрав эти тексты, лично я вижу однозначно и недвусмысленно, что Михаил Архангел — ни кто иной, как только Христос, Сын Божий, Божественная Личность.

Vasily

4 Comments

  1. Моисей был воскрешен ещё до Голгофы, тоесть как Вы говорите «в кредит». В связи с этим возникает другой вопрос.

    На каком основании осуществилось это воскресение Моисея из смерти к вечной жизни?

    Нет сомнения в том, что Бог справедлив, поэтому и основания для воскрешения Моисея должны были быть законные. Но вот какие именно пока не понимаю. Помогите пожалуйста разобраться.

    • Все согрешили, а возмездие за грех — смерть. Бог справедлив, но и милостив. Если бы Бог был только справедлив, то все должны были бы погибнуть. Но Бог изначально предвидел не только возможность греха, но и предусмотрел спасение от него, потому мы и читаем об Агнце, закланном прежде творения мира. То есть план спасения грешников у Бога существовал изначально, и его исход был настолько же предрешён, насколько Бог является Богом. Потому Бог не только обещал спасение верующим до Голгофы, но также и взял в вечность минимум троих, о которых сказано в Писании — Еноха, Моисея и Илию. Он это сделал, так сказать, авансом, зная предстоящую победу над грехом и сатаной.

      Проявил ли Бог несправедливость, взяв этих троих до Голгофы? У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день. В масштабах вечности это спасение Еноха, Моисея и Илии было вполне справедливым. Это как мы, при покупке, иногда вначале платим деньги и потом получаем товар, а иногда вначале получаем товар и потом платим деньги. Иногда между оплатой и получением товара проходят даже дни и недели, но мы не считаем это несправедливостью, понимая условия и обстоятельства. Потому и в Божьей «торговле» Он вначале получил «товар», а потом произвел оплату. Не вижу проблем.

  2. Спсибо большое за ваш ответ.

    Но меня в связи с вашим ответом возник ещё один вопрос.

    Вы утверждаете, что «план спасения грешников у Бога существовал изначально, и его исход был настолько же предрешён, насколько Бог является Богом». 

    С этим трудно не согласиться, потому что раз Бог Всеведущий, то и исход плана спасения ему действительно был известен наперед.

    Но вместе с тем вестница Божья Е.Уайт в своей книге «Желание веков» вот что пишет.

    «Ужасными искушениями сатана терзал сердце Иисуса. Спаситель не мог видеть, что ожидает Его за порогом смерти. Зримо Он не представлял, как выйдет из могилы Победителем. Ничто не говорило о том, что Отец принимает Его жертву. Зная, насколько грех отвратителен Богу, Христос опасался, что будет навечно разделен с Отцом. Он испытывал такие мучения, какие предстоят каждому грешнику, когда Господь уже больше не будет ходатайствовать за грешный род. Именно сознание греха, который Он взял на Свои плечи и который навлек на Него Отчий гнев, сделало такой горькой чашу Его страданий, сокрушив Его сердце.» (ЕЛЕНА УАЙТ Желание Веков.78:40)

    «Спаситель не мог видеть, что ожидает Его за порогом смерти… Ничто не говорило о том, что Отец принимает Его жертву. Зная, насколько грех отвратителен Богу, Христос опасался, что будет навечно разделен с Отцом.»

    Как это согласуется с тем что исход плана спасения предрешён?

  3. В частной переписке с одним из читателей пришлось кое-что уточнять, и потому решил это дополнение опубликовать здесь, среди комментариев:

    Первое, что стоило бы рассмотреть — является ли Архангел ангелом? Для многих это кажется очевидным, однако не все так просто. Да, есть целый ряд слов с приставкой «архе», в которых и с приставкой, и без приставки — одного и того же рода, только с приставкой имеет больше власти или иное первенство, главенство. Однако есть и иное. Например, апостол Петр называет Христа Архипастырем (в русском тексте — Пастыреначальник, 1Пет 5:4). И вот здесь мы видим разницу: Пастыри — люди, а Архипастырь — Бог. Да, Христос — Начальник над пастырями, но Он не одного рода с ними. Точно так же и с ангелами: Христос — Начальник над ангелами, Архангел, но Он не одного рода с ними.

    Можно также рассмотреть Начальника синагоги — по гречески «архисинагогос». Будет ли начальник синагоги одного рода с синагогой? Ответ будет зависеть от того, что кто подразумевает под синагогой, но уже этот вопрос заставляет задуматься о значении приставки «архе» — имеет она значение общности рода, или же главное в ней — начальствующая позиция, которая не обязательно принадлежит представителю тех, над кем он начальствует. 

    Но давайте рассмотрим само слово «архе», которое также используется и отдельно. Оно имеет значение «начало». И об этом слове тоже спорят, причем, точно так же и по отношению Христа. И здесь я хотел бы обратить внимание на текст Откр 3:14, где Христос назван «началом создания Божия». Многие, отрицающие божественность Христа, пытаются использовать этот текст как утверждение, что Христос был первым сотворенным существом, делая таким образом Христа одного рода со всем прочим творением. Однако многие пытаются противопоставить архангела Богу, прямо говорят: Христос — Бог. Тогда этот стих особенно будет свидетельствовать против таковых и против их бездумного отнесения Архангела к ангельскому роду. Потому что правильное понимание «начала создания Божия» — Христос начал создавать всё, что создано Богом. Именно так сказано в первых стихах Евангелия от Иоанна и в Кол 1:15-18. И здесь же, в стихе 18 сказано: «Он — начаток». И вот это слово «начаток» и является тем самым греческим словом «архе». Прочтите внимательно весь этот отрывок и попытайтесь понять, как слово и приставка к другим словам «архе» относится ко Христу.

    Итак, первый пункт, в котором многие очень сильно заблуждаются — это в попытке толковать «архе» в слове Архангел как на указывающее однородность Архангела с ангелами. Увы, это не обязательно так. 

    Переходим ко следующему пункту, к ангелам. Если кто пытается утверждать, что «В Священном Писании никогда не поклонялись ни одному ангелу, поэтому Иисус (Который достойный поклонения) не может быть Михаилом или любым другим ангелом (который недостоин поклонения)», то вероятно таковой совершенно не знает Писания. Или умышленно манипулирует им. Но давайте вспомним «Ангела Господня» или «Ангела Господа», о Котором так много сказано в Писании.

    Обратите внимание на Исход 3:2-6 — Кто там явился Моисею с именем Иегова? Не АНГЕЛ ли Господень? Именно этот Ангел назвал Себя Богом Иеговой. Странно? Вовсе нет для тех, кто серьезно изучает Священное Писание. 

    Кстати, говоря о Князе Михаиле из Даниила. Там слово «князь» — на еврейском «сар». То же самое слово мы встречаем в Навина 5:13-15. Некий Князь (сар), назвавшийся Вождем воинства Господня, то есть Вождем ангелов, принял поклонение от Иисуса Навина. Так Кем же был этот Князь ангелов? Ангелом, или…? Или ангелы принимают поклонение, или это не ангел, а Христос — решайте, что звучит более правильно.

    Да, коль скоро мы заговорили о Данииле, то в 10-й главе, где ангел Гавриил является Даниилу и говорит о князе Михаиле, в начале главы описывается некая Личность в льняной одежде, перед которой Даниил падает ниц. И это явно не Гавриил. Кто же это? И, кстати, в 12-й главе, где снова заходит речь о Князе Михаиле, снова появляется та же Личность в льняной одежде. Да, и ещё один момент: Почему-то Михаила Гавриил называет не иначе, как «князь ВАШ» и «стоящий за сынов народа ТВОЕГО». Вы знаете какого либо иного «нашего» Князя, стоящего за нас, кроме нашего Спасителя Иисуса Христа? Да, между прочим, ту же Личность в льняной одежде видел и апостол Иоанн на Патмосе, и записал это в 10-й главе Откровения, вот только… Иоанн называет Его Ангелом, хотя Он описан практически точно так же, как в Даниила 10:5-6 и 12:7. И что ещё интереснее, Иоанн, описав «Ангела» в льняной одежде, почти сразу после этого, в 12-й главе, вспоминает и о Михаиле — Вожде воинства небесного, которому в свое время кланялся Иисус Навин… Совпадение? 

    И, наконец, когда мы внимательно читаем в оригинале текст Даниила 10:13, где говорится об «одном из первых князей», то там смысл несколько иной, как его более точно передает Буквальный Перевод Юнга (Young’s Literal Translation, 1898): «первый из главных вождей». То есть, не «один из многих», а «первый из главных». 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *