0

Просветим православного о Каноне

Некий православный высокомерно, с насмешкой, обращается с вопросом: «…а что с каноном, что оправдаешься какими цитатами или как всегда сказать по канону не чего? Вразуми не разумного про канон, что это такое… как вы его заполучили?»

Если это от православного, то он скорее претендует на то, что канон Библии составила Православная церковь, а потому они имеют власть добавлять или отнимать, включая не только Священные Писания, но и Священное Предание, на котором они строят свое учение.

Если это действительно цель вопроса, то мы отвечаем весьма просто:

Во-первых, «Писание» в Библии, то есть у Христа и апостолов — это исключительно книги «ветхого завета», от Бытия до Малахии, которые составил воедино Ездра по возвращении из Вавилонского пленения. Канон Ездры существовал задолго до православия, и пусть они просто забудут мечтать о том, чтобы приписывать себе какую-либо славу за составление ветхозаветного канона.

Если они попытаются вспомнить Септуагинту с её добавленными книгами, то (1) эти книги были добавлены не православными — их тогда не существовало и в помине, а евреями, переводившими Писание для птолемеевой библиотеки, приложив часть книг на греческом, которых не существовало на еврейском. Эти книги НИКОГДА не были частью канона Библии. (2) И сами православные считают их НЕканоническими. Да, католики обозвали их второканоническими, но мы ведь не смотрим на этих вероотступников, не так ли?

Итак, канон «ветхого завета» не имеет никакого отношения к православным. Они на каких-то своих соборах могли самое большее. что сделать — просто признать, что принимают канон Ездры как истинный. И всё. В этом ли их заслуга? Это можно было и без них сделать, потому что канон Ездры признавал ещё Христос — Луки 24:27.

Далее переходим к канону «Нового завета». Здесь православные могут считать, что они «на коне», что это они установили, какие книги считать богодухновенными, а какие — нет.

Ну да, можно считать, что это дело рук православных, если бы… они тогда существовали! Да, я именно за то, что современное православное вероучение, хотя и претендуется на преемственность со времен апостолов, но… много вспоминать не буду — одно иконоборчество чего стоит! Современное православие, и даже православие времен отделения от католицизма в начале 11 века — это небо и земля. Одно название, разве что, осталось. Когда на самом деле появилось православие? Самое раннее — в 538 году, когда император Юстиниан сделал римского епископа главенствующим над вселенской церковью, отодвинув патриарха константинопольского на второй план. Тогда заложилось противостояние между востоком и западом, которое до тех пор не существовало.

Но вернемся к канону: Самый древний список канона под именем «Муратори» известен со второго века. Уже тогда христиане знали свои книги, и различали богодухновенные от апокрифических. Канон в том виде, в каком мы его знаем сегодня, раньше всего находим у Афанасия Великого в начале четвертого века.

А что православие? Даже если считать всё христианство православием (что совершенно НЕ справедливо), то первый канон, утвержденный собором, был в 364 году (Лаодикийский поместный собор). К этому времени Афанасий Великий был в гонениях, и на соборе не мог даже и присутствовать. К тому же, этот лаодикийский собор не желал признавать Апокалипсис Иоанна, который был в списке у Афанасия Великого. То есть, та книга, которую православные с большим нежеланием формально (потому что до сих пор Апокалипсис в православии нигде не читается) признали только в 692 году на трулльском соборе, была в христианском каноне еще до 170 года (канон Муратори) и до 364 года (канон Афанасия).

Итак, православные отдыхают — они только с большой неохотой были вынуждены признать то, что христиане давно использовали до них. Они сами к канону не приложили ничего, кроме признания его существования.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *