2

Иисус — потомок Аарона?

Сегодня пришлось разбирать этот вопрос, потому что некто решил, что если Мария родственница Елисаветы, а Елисавета — дочь Аарона, то и Мария тоже — дочь Аарона. И что якобы из этого проистекает, что Иисус именно потому может быть первосвященником и ходатайствовать за нас: «Мария из рода Священников! Давид из Царских. И поэтому Иисус может быть священником. Если бы Мария была из рода Давидова, то Иисус не мог быть Первосвященником и ходатайствовать за нас.«

Давайте посмотрим на факты в Писании:

1. Захария и Елисавета — оба потомки Аарона

«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.»

Лук. 1:5

Священник мог быть только прямой потомок Аарона по отцовской линии. Елисавета — тоже по отцовской линии происходила из рода Аарона. Аарон, естественно, из колена Левия (Исход 4:14)

2. Священник мог взять себе жену из любого колена, но главное — из своего народа, то есть из евреев

«В жену он должен брать девицу. вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену; он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его.»

Лев. 21:13-15

Это подтверждается хотя бы тем, что жена Аарона была не из колена Левия, а из колена Иудина:

«Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара.»

Исх. 6:23

«С передней стороны к востоку ставят стан: знамя стана Иудина по ополчениям их, и начальник сынов Иуды Наассон, сын Аминадава

Чис. 2:3

То есть, жена Аарона была дочерью Аминадава из колена Иудина. У Аминадава, как мы видим, был сын Наассон и дочь Елисавета. Дочь вышла замуж за Аарона, а сын стал начальником колена Иудина.

Таким образом мы видим, что жена священника могла быть из любого колена. Если Елисавета, которая жена Захарии, отца Иоанна Крестителя, была из прямого потомства Аарона, то это было по отцу. А вот её мать могла быть из любого колена — это совершенно не играло никакой роли для определения потомственной линии.

3. Мария, мать Иисуса, была из колена Иудина, из рода Давидова, но тем не менее была родственницей Елисаветы

Мать могла быть из любого колена, и это не играло никакой роли для определения потомственной линии. Но в определении происхождения Иисуса Христа именно линия матери имеет значение. Мы это разберем ниже, а пока рассматриваем родословную линию Марии.

«Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,»

Лук. 1:36

Ангел назвал Елисавету родственницей Марии. Зная, что Елисавета была из рода Ааронова, можно легко, не задумываясь, сказать, что Мария тоже была из рода Ааронова. Однако это не так однозначно, как мы уже выяснили: Елисавета и Мария могли быть родственницами по линии матери. И мы далее убедимся, что это было именно так.

4. Кем приходится Иисусу Иосиф?

«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим

Лук. 1:30-35

Итак, физическим Отцом Иисуса был Дух Святый. А Иосиф что?

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.»

Мф. 1:18-25

Мы видим из этого, что Иосиф вообще не познал Марию до того, как она родила Иисуса. Иосиф просто принял Марию на свое обеспечение, и всё. Как говорится, он вообще не при делах. Иосиф был просто отчимом Иисусу.

5. Две родословных Иисуса Христа

Несложно заметить, что евангелисты предлагают две совершенно разные родословные Иисуса Христа. Некоторые, не задумываясь, видят в этом противоречие. Однако противоречия нет, если мы внимательно изучаем Писание.

По Матфею (1:1-16)

  • Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
  • Матфан родил Иакова;
  • Елеазар родил Матфана;
  • Елиуд родил Елеазара;
  • Ахим родил Елиуда;
  • Садок родил Ахима;
  • Азор родил Садока;
  • Елиаким родил Азора;
  • Авиуд родил Елиакима;
  • Зоровавель родил Авиуда;
  • Салафииль родил Зоровавеля;
  • Иехония родил Салафииля;
  • Иоаким родил Иехонию
  • Иосия родил Иоакима;
  • Амон родил Иосию;
  • Манассия родил Амона;
  • Езекия родил Манассию;
  • Ахаз родил Езекию;
  • Иоафам родил Ахаза;
  • Озия родил Иоафама;
  • Иорам родил Озию;
  • Иосафат родил Иорама;
  • Аса родил Иосафата;
  • Авия родил Асу;
  • Ровоам родил Авию;
  • Соломон родил Ровоама;
  • Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;
  • Иессей родил Давида царя;
  • Овид родил Иессея;
  • Вооз родил Овида от Руфи;
  • Салмон родил Вооза от Рахавы;
  • Наассон родил Салмона;
  • Аминадав родил Наассона;
  • Арам родил Аминадава;
  • Есром родил Арама;
  • Фарес родил Есрома;
  • Иуда родил Фареса от Фамари;

По Луке (3:23-38)

  • Иисус был, как думали, Сын Иосифов,
  • Илиев,
  • Матфатов,
  • Левиин,
  • Мелхиев,
  • Ианнаев,
  • Иосифов,
  • Маттафиев,
  • Амосов,
  • Наумов,
  • Еслимов,
  • Наггеев,
  • Маафов,
  • Маттафиев,
  • Семеиев,
  • Иосифов,
  • Иудин,
  • Иоаннанов,
  • Рисаев,
  • Зоровавелев,
  • Салафиилев,
  • Нириев,
  • Мелхиев,
  • Аддиев,
  • Косамов,
  • Елмодамов,
  • Иров,
  • Иосиев,
  • Елиезеров,
  • Иоримов,
  • Матфатов,
  • Левиин,
  • Симеонов,
  • Иудин,
  • Иосифов,
  • Ионанов,
  • Елиакимов,
  • Мелеаев,
  • Маинанов,
  • Маттафаев,
  • Нафанов,
  • Давидов,
  • Иессеев,
  • Овидов,
  • Воозов,
  • Салмонов,
  • Наассонов,
  • Аминадавов,
  • Арамов,
  • Есромов,
  • Фаресов,
  • Иудин,

Сравнивая эти два списка, мы видим, что они одинаковы только в части от Иуды до Давида. А дальше они расходятся — один по линии Соломона, а другой по линии Нафана (2Цар 5:14; 1Пар 3:5; 14:4), брата Соломонова, тоже сына Вирсавии.

Почему же эти родословные разные? Ответ простой, и он виден в самом тексте родословных. Матфей писал для иудеев, и потому он показал родословную Иосифа, четко обозначив отношение Иосифа к Иисусу: Иосиф всего лишь был мужем Марии, от которой родился Иисус. То есть, Иисус родился не от Иосифа, и не имеет отношения к этой родословной, но это была ПУБЛИЧНАЯ родословная Иисуса, потому что евреи пользовались родословной по отцу.

Лука, называя Иисуса сыном Иосифа, прибавляет многозначительную фразу: КАК ДУМАЛИ. А дальше Лука приводит родословную Марии, дочери Илия. Лука писал для греков, потому ему было не важно, как вели учет родословных евреи, но он предоставил реальную родословную Иисуса, показав, что Он на самом деле является потомком Давида и Иуды, как это было предсказано в пророчествах.

6. Пророчества о происхождении Мессии

Упомянем пророчества, подтверждающие, что Мессия, то есть Иисус Христос, должен происходить именно от Иуды и Давида.

«Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.»

Быт. 49:10

Это пророчество Иакова о детях своих. От Иуды должен произойти Законодатель и Примиритель — это прямое указание на Христа.

«И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных

Мих. 5:2

Можно ли сказать яснее, чем это сказал Михей?

«чтобы Господь исполнил слово Свое, которое Он сказал обо мне, говоря: «если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом».»

3 Цар. 2:4

Это одно из пророчеств о том, что потомок Давида будет вечным Царем.

7. Мария может быть родственницей Елисавете только по линии матери

Исходя из представленных выше фактов, мы однозначно видим, что происхождение Иисуса — только от Марии, но не от Иосифа. Тем не менее, Иисус является Сыном Давида и физически по линии Марии, и публично по линии Иосифа, которого считали отцом Иисуса.

Будучи из колена Иудина, Мария никак иначе не могла быть родственницей Елисавете, которая происходит из колена Левиина от Аарона, как только через линию матери, которая у Елисаветы могла быть из колена Иудина или у Марии могла быть из колена Левиина. А то, что это возможно, мы видим из того, что другая Елисавета — жена Аарона, тоже происходила из колена Иудина.

8. А как же Первосвященство Иисуса и Его ходатайство?

А это никак не связано с Аароном и Левием:

«Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут человеки смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в [лице] Авраама дал десятину: ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его. Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, — ибо с ним сопряжен закон народа, — то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.»

Евр. 7:5-14

Этот текст показывает, что Иисус потому должен был быть Первосвященником по чину Мелхиседека, что Он не имел никакого родства с Левием и Аароном. То есть, даже мать Марии не могла быть из колена Левия, иначе это могло быть упомянуто здесь.

Вывод:

Не смотря на то, что Мария названа родственницей Елисаветы, которая была из рода Аарона, сама Мария и её Сын Иисус не имели в себе никакой потомственности от Аарона, но священство Иисуса происходит по чину Мелхиседека, который превосходнее Аарона и Левия.

Vasily

2 Comments

  1. Священник мог взять себе жену из любого колена.
    Можно, пожалуйста, ссылку на эту информацию?

    • На этот вопрос можно ответить двояко — и цитированием закона, и реальной практикой.

      «Ни вдовы, ни разведенной с мужем они не должны брать себе в жены, а только могут брать себе девиц из племени дома Израилева и вдову, оставшуюся вдовою от священника.» Иез. 44:22

      Тут прямо сказано и позволение и запрет: Позволено только девственницу или вдову другого священника, и только из дома Израилева — не сказано конкретного колена.

      «Аарон взял себе в жену Елисавету, дочь Аминадава, сестру Наассона, и она родила ему Надава и Авиуда, Елеазара и Ифамара. Сыны Корея: Асир, Елкана и Авиасаф: это семейства Кореевы. Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену [одну] из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их.» Исх. 6:23-25

      Этот текст показывает, кто были жены Аарона и Елеазара — двух первых первосвященников. У Аарона дочь Аминадава, а у Елеазара дочь Футии. Кто они? Числа 1:7 и другие подобные тексты показывает, что Аминадав был из колена Иудина. 1Пар 2:53 упоминает футиян, то есть потомков Футии, который в свою очередь был сыном Кириаф-Иарима. А двумя стихами выше, в стихе 50 сказано, что Кириаф-Иарим был внуком Халева. Халев тоже оказался из колена Иудина.

      Вот так Писание подтверждает, что священник мог взять себе жену из любого колена.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *