0

Крещение Христа — год 27 или 29?

Время жизни и служения Иисуса Христа подсчитывают самым разным образом, основываясь на самых разных данных и фактах. Традиционно АСД принимают год крещения Иисуса Христа — 27 г н.э., так как это согласуется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах.

«В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне.»

Лук. 3:1-2

Если обратиться к стандартным историческим источникам, то мы найдем, что время правления императора Тиберия обозначается от 14 года нашей эры. Вот, например, как это представлено в Википедии:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Тиберий

Тиберий считается римским императором с момента смерти Августа в 14 году н.э.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Октавиан_Август

Если принимать во внимание этот факт, то пятнадцатый год Тиберия приходится на 29-й год н.э., что помещает крещение Христа не ранее этого года, и смерть Христа помещается на весну 33 года н.э. как минимум. Но это ставит под сомнение верность исчисления семидесяти седмин пророчества Даниила, со всеми вытекающими последствиями.

«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя’.»

Дан. 9:6-27

Седмина — это неделя, семь дней. Здесь по имени назван Христос Владыка. Заметьте, здесь говорится о помазании Святого святых, то есть Христа Владыки. Когда Он был помазан? Мы знаем сошествие на Него Святого Духа во время Его крещения. Это время определено в пророчестве как 69 (7+62) седмин от указа о восстановлении Иерусалима. И мы в состоянии это просчитать достаточно точно, если применим принцип «день за год». А затем говорится, что в последней седмине, в СЕРЕДИНЕ СЕДМИНЫ прекратится жертва и предан будет смерти Христос. Середина седмины — это сколько? Три с половиной, не так ли? День за год — три с половиной года служения Христа от крещения-помазания до смерти, которая прекратила жертвоприношение.

Это пророчество Даниила дано в контексте объяснения пророчества об очищении святилища. Потому мы понимаем, что и там должно использовать тот же принцип, день за год. Но в данном случае мы рассматриваем указание на год крещения Иисуса Христа и год Его распятия.

Можем ли мы согласовать эти два факта из Священного Писания?

Для меня вернейшее доказательство — исполнение библейского пророчества. Как исследователь Библии, я беру во внимание совокупность всех библейских свидетельств. И я вижу полную и цельную картину. Вижу, что Бог не ошибается в Своем Слове. Для меня это — однозначный факт.

Но каждый видит то, что хочет видеть. Если я захочу отвергнуть что-либо, я найду десятки причин для этого. Но если я пожелаю подтвердить, то также буду искать свидетельства тому. У скептиков и противников Бога всегда будет желание опровергнуть истинность Писания, чем и занимаются многие атеисты. Должны ли мы лить воду на их мельницу?

Я делал другие вычисления и исследования, которые так или иначе связаны с этим вопросом:

Будут и другие исследования проведены, в частности — начальная дата отсчета семидесяти седмин и точность вавилонского исчисления времени.

Но в данный момент мы исследуем дату отсчета правления Тиберия, упомянутую Лукой при описании начала служения Иоанна Крестителя. Для этого мы обращаемся к словам Светония Транквилла, биографа цезарей.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Гай_Светоний_Транквилл

Вот, что написал о Тиберии Светоний, о становлении Тиберия как правителя (текст на Латыни, Английском и Русском языках):

De Vita XII Caesarum
C. Suetonii Tranquilli

a Loeb Classical Library editi
MCMXIII

20 (1) Через два года он вернулся в город из Германии и отпраздновал отложенное им торжество в сопровождении своих генералов, за которых он получил триумфальные регалии. И прежде чем повернуть, чтобы войти в Капитолий, он слез с колесницы и упал на колени своему отцу, руководившему церемониями. Он послал Бато, вождя паннонийцев, в Равенну, подарив ему богатые дары; тем самым показывая ему свою благодарность за то, что он позволил ему сбежать, когда он оказался со своей армией в ловушке в опасном месте. Затем он устроил пир для народа за тысячей столов и по триста сестерциев на каждого человека. На деньги от военной добычи он восстановил и освятил храм Конкорд, а также храмы Поллукса и Кастора от своего имени и имени своего брата.

21 (1) Так как консулы вскоре после этого потребовали принять закон, согласно которому он должен управлять провинциями вместе с Августом и проводить перепись вместе с ним, он отправился в Иллирик по завершении праздничных церемоний; но его сразу же отозвали, и, обнаружив Августа в его последней болезни, но все еще живого, он провел с ним целый день наедине.

Гай Светоний Транквилл, Жизнь двенадцати цезарей, Тиберий 20-21

Обратите внимание: После возвращения из Германии во время праздничных событий по требованию консулов был принят закон о совместном правлении Тиберия и Августа, по причине смертельной болезни Августа. Очевидно, Август был уже настолько стар и болен, что сам не мог управлять империей. Потому Тиберий был назначен равным ему со-правителем.

Другой современник Тиберия, который упоминает об этом — Веллей Патеркул в «Римской истории».

https://ru.wikipedia.org/wiki/Веллей_Патеркул

Вот соответствующий текст на латыни, английском и русском языках, опубликованный на сайте университета Чикаго:

98 1. В то время как события, о которых мы говорили, происходили в Паннонии и в Германии, во Фракии поднялось жестокое восстание, и все его кланы обратились к оружию. Он был прерван доблестью Луция Пизона, которого мы до сих пор поддерживаем как самый бдительный и в то же время самый нежный страж безопасности города. (2) Как лейтенант Цезаря он сражался с фракийцами в течение трех лет и, чередой битв и осад, с огромными человеческими жертвами среди фракийцев, он довел эти самые жестокие расы до их прежнего состояния мирного подчинения. Положив конец этой войне, он восстановил безопасность в Азии и мир в Македонии. О Пизо все должны думать и говорить, что его характер представляет собой превосходное сочетание твердости и мягкости3 и что трудно найти кого-нибудь, кто бы обладал более сильной любовью к досугу или, с другой стороны, более способным к действию и к принимать необходимые меры, не обращая внимания на его деятельность.

99 (1) Вскоре после этого Тиберий Нерон, который к настоящему времени провел два консульства и праздновал два триумфа; который был сделан равным с Августом, разделив с ним власть трибуна; самый выдающийся из всех римских граждан, кроме одного (и это потому, что он так пожелал); величайший из генералов, сопровождаемый славой и богатством; поистине, второе светило и второй глава государства — 2 этот человек, движимый каким-то странно невероятным и невыразимым чувством привязанности к Августу, попросил разрешения у него, который был одновременно его тестем и отчимом, чтобы отдохнуть от непрерывной преемственности. его трудов. Истинные причины этого вскоре выяснились. Поскольку Гай Цезарь уже принял тогу зрелости, а Луций достиг зрелости, он скрывал свой разум, чтобы его собственная слава не стояла на пути молодых людей в начале их карьеры. 3 Я должен оставить для своей регулярной истории описание отношения государства к этому моменту, чувств отдельных граждан, слез всех, прощаясь с таким человеком, и того, как почти государство подошло к ему ее оставшаяся рука. (4) Даже в этом кратком изложении я должен сказать, что все, кто отправлялся в провинции за морем, будь то проконсулы или губернаторы, назначенные императором, старались изо всех сил повидать его на Родосе, и, встретив его, они опустили свои фасции до хотя он был всего лишь частным гражданином — если такое величие могло когда-либо принадлежать частному лицу — тем самым признавая, что его выход на пенсию был более достойным чести, чем их официальное положение.

Веллей Патеркул, Римская история, Книга вторая, главы 98-99.

Итак, мы видим у этих двух историков, из которых Светоний был биографом Римских императоров, а Веллей — сам лично участвовавший в военных кампаниях вместе с Тиберием, будучи префектом его кавалерии в Германии вплоть до возвращения Тиберия в Рим, что Тиберий получил статус равного Августу сразу после возвращения из Германии в Рим. Теперь узнаем, когда это произошло.

У хронологии есть две основные проблемы — (1) Установить соотношение событий по времени одно относительно другого, и (2) Датировать событие относительно календаря, которым мы пользуемся сегодня.

Первое мы уже сделали, найдя соответствующие упоминания у двух ближайших к Тиберию историков: Тиберий получил положение и власть, равные власти императора Августа, сразу же после победного возвращения из Германии.

Английская Википедия описывает это так:

https://en.wikipedia.org/wiki/Tiberius

И автоматический перевод этой страницы Гуглом на русский язык:

Здесь мы видим, что традиционно историки помещают назначение Тиберия со-принцепсом с Августом на 13 год н.э., а Светоний — на 12 год н.э. Причем, акцент имеется на том, что власть Тиберия была не второстепенной после власти Августа, а именно равной его власти. Потому мы и говорим о том, что правление Тиберия началось не после смерти Августа в 14 году, а двумя годами раньше, когда он был назначен соправителем Августа.

Хотя Юлианский календарь был разработан Юлием Цезарем в 46 году до н.э. и начал действовать с 1 января 45 года до н.э., тем не менее исчисление лет велось от основания Рима, и установление отсчета лет Нашей эры было установлено гораздо позже. Потому нам нужно соотнести события прошлого к нынешнему календарю. Благо, что практически все историки находятся в согласии с тем, что военная кампания Тиберия в Германии имела место в 10-12 годы н.э. Ниже приведена страница из книги Михаила Спейдела, изданной Гарвардским университетом, где указаны даты этой военной кампании.

Что самое интересное, я не обнаружил ни одного старого документа, который указывал бы, что после возвращения Тиберия из Германии прошло достаточно времени, прежде чем он получил полномочия Августа. Есть ещё несколько авторитетных историков Рима, которых я просмотрел, но не нашел таких сведений. Среди них Тацит и Дион Кассий, которые писали о Тиберии, но они не говорят об этом.

Есть хронологические таблицы, как например книга Э. Бикермана «Хронология древнего мира», из московского издания 1975 года которой я привожу следующую часть:

Здесь указан 12-й год триумфа Тиберия, и 13-й год получения равных полномочий с Августом, что противоречит показаниям Светония и Веллея.

Итак, вот, к чему мы приходим во всех наших исчислениях:

Почему мы продолжаем считать годы правления Тиберия с 12-го года, когда он был со-правителем, а не с 14-го года, когда он стал единоличным правителем?

Посудите сами: Захотел ли бы сам Тиберий, чтобы его правление считали только со времени его единоличного правления, в то время как он уже два года был равен Августу и правил вместе с Августом на равных? Не посчитал бы он это неким унижением его статуса? Любой правитель стремится усилить свой статус, а не ослабить. И время правления — один из факторов в этом. Причем, это не является неверным — он на самом деле был соправителем, императором, одним из двух первых и равных лиц Рима. Он не был вторым лицом Рима, а именно первым, уже с 12 года н.э.

Если бы Тиберий был ВТОРЫМ правителем или, как его называют, ВИЦЕРЕГЕНТОМ, то его становление ПЕРВЫМ правителем начинает новый отсчет его правления. Но Тиберий в 12 году стал СОПРАВИТЕЛЕМ, то есть РАВНЫМ с Августом. Потому смерть Августа не повысила статус Тиберия — он продолжил свое правление, но уже в одиночестве. Потому отсчет его правления ведется не с того момента, как он остался единственным правителем, а с того момента, когда он стал правителем.


Итак, вывод: Святой Дух в Писании не противоречит Себе Самому. Пророчество Даниила о семидесяти седминах, указывающее на время служения Христа, полностью соответствует историческим сведениям и документам. Это подтверждает и достоверность Писаний в целом, и принцип «день за год» в пророческих периодах Даниила.

Помимо этого есть и другие исторические факты, но их мы рассмотрим в следующий раз.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *