Поступила целая серия вопросов: Что значит «жених крови»? Сколько жен было у Моисея? Что случилось на первой стоянке Моисея с семьей по дороге из Мадиама в Египет? Что случилось с Сепфорой потом — почему, когда Иофор приводит из Мадиама Сепфору к Моисею, она названа возвращенной, то есть такой, с которой Моисей развелся? В Числах сказано, что Моисей таки взял себе эфиоплянку. О ком речь? Кто эта женщина? Почему она вызвала нарекания Мариами и Аарона? Почему эта ситуация происходит именно именно после доизбрания 70 старейшин, которые, как Мариам, стали пророчествовать? Почему нигде далее не упоминается эта
эфиоплянка? Почему сказано, что сыновья Моисея «причтены к колену Левиину» (1Пар.23:14)? Разве Моисей и так не был потомком Левия?
Это интересные вопросы, и если пройти мимо Божественного откровения в Свидетельствах Духа Пророчетва, то можно долго блуждать в самых разных предположениях, потому что Писание в этих местах не дает достаточно конкретной информации. И если я попытаюсь ответить без отсылки к Свидетельствам, то мой ответ может показаться весьма слабо обоснованным. Потому я позволю себе обширное цитирование и Свидетельств, и Библейского комментария АСД.
У Моисея была только одна жена — Сепфора, дочь Мадиамского священника, который по своему просхождению был потомком Авраама через его сына Мадиана от Хеттуры (Бытие 25:1-2). То, что Мариамь упрекала его за «жену ефиоплянку» (в оригинале — хушитку, от Хуша, сына Хама), скорее было причиной того, что хушиты включали в себя не только африканских ефиоплян, но также и западных арабов, проживающих по соседству с мадианитянами. Мариам могла умышленно назвать Сепфору хушиткой, а не мадианитянкой, чтобы придать вес своему обвинению в женитьбе на чужестранке. Вот, что по этому поводу пишет Библейский комментарий АСД на Бытие 10:6 —
«Однако Куш включал не только африканскую Нубию, но и западную часть Аравии, граничащую с Красным морем. Известно, что некоторые из сыновей Куша поселились там. Зара, кушит из 2 Пар. 14:9, и кушиты из Ис. 45:14, упомянутые вместе с сабеями как люди высокого роста, считаются западными аравийцами. Примерно во времена Езекии Иудея контактировала с африканским Кушем, или Эфиопией, которая часто упоминается в более поздних книгах Ветхого Завета (см. 4 Царств 19:9; Есф. 1:1; 8:9; Пс. 67:31; и т. д.).»
Библейский комментарий АСД на Бытие 10:6
Что же произошло на стоянке по пути в Египет? Очевидно, Моисей не сказал своему тестю о том, куда и зачем он отправляется. Причины описаны и в Свидетельствах, и в комментарии АСД — он не хотел, чтобы слух о его возвращении в Египет дошел до египтян раньше, чем он сам попадет туда. Однако, я считаю, что Моисей взял с собой жену и сыновей, хотя и не желал подвергать их опасности в Египте, чтобы не вызвать подозрений и многих вопросов о его путешествии, и потому позже, не дойдя до Египта, отправил жену и детей обратно к их отцу — Исход 18:2. Очевидно, Сепфора согласилась обрезать старшего сына Моисея, но воспротивилась обрезанию младшего сына, и она поняла, что именно это было причиной тому, что Ангел пытался убить Моисея. Сепфора совершила оббрезание над младшим сыном, однако сделала это с ропотом. Вероятно такое её поведение, её ропот против постановлений Божьих, прибавил к решению Моисея возвратить Сепфору к отцу на время Исхода. Вот как это описано в Библейском комментарии АСД на Исход 18:2 —
«Некоторые комментаторы считали, что Сепфора в гневе оставила мужа после обрезания сына по пути в Египет (гл. 4:24–26). Эта точка зрения несостоятельна, поскольку в записи не говорится, что она вернулась к отцу, но что Моисей отослал ее обратно. Он сделал это ради ее собственной безопасности (ПП 255), ввиду опасности, которой Сепфора и ее сыновья подверглись бы в Египте во время борьбы с фараоном (см. также ПП 383).»
Библейский комментарий АСД на Исход 18:2
Также Библейский комментарий АСД на Исход 4:25 —
«Моисей вернулся в Египет со своими двумя сыновьями (см. Исх. 4:20). Очевидно, Гершом, старший, был обрезан в соответствии с Божьими указаниями Аврааму (Быт. 17:10–14). В случае с Элиезером, младшим сыном, этот обряд был проигнорирован (ПП 256). Не веря в необходимость обрезания, Сепфора воспротивилась намерению своего мужа обрезать Элиезера в назначенное время. Появление ангела ясно дало понять, что ее сопротивление не освобождает Моисея от проведения обряда. Теперь, когда жизнь ее мужа была в опасности, она сочла необходимым провести операцию самой.
Жених крови. Эти слова явно являются выражением упрека. Они показывают, что Сепфора выполнила обряд неохотно, не из желания повиноваться Богу, а по необходимости, чтобы спасти жизнь своего мужа. По-видимому, она имела в виду, что Моисей был плохим мужем, ради которого пришлось пролить кровь ее сыновей в соответствии с национальным обычаем, который она считала варварским.»
Библейский комментарий АСД на Исход 4:25
Также здесь процитирую и Свидетельства по книге «Патриархи и пророки» —
«Вернувшись к своему тестю, Моисей поделился с ним намерением посетить своих братьев в Египте. Иофор дал свое согласие и напутствовал его благословением: “Иди с миром”. Вместе с женой и детьми Моисей отправился в дорогу. Он не осмелился рассказать о цели своего путешествия, чтобы семье не помешали сопровождать его. Однако, не достигнув еще пределов Египта, Моисей все же подумал, что в целях безопасности лучше будет отправить домочадцев обратно в Мадиамскую землю. Тайный страх перед фараоном и египтянами, гнев которых он возбудил против себя сорок лет назад, побуждал Моисея все еще опасаться возвращения в Египет, но после того как он отправился туда, повинуясь Божественному велению, ему явился Господь и сказал, что все враги его умерли. ПП 255.3
Е. Уайт, Патриархи и пророки, 255
По дороге из Мадиамской земли Моисей получил потрясающее, грозное предупреждение о том, что Бог недоволен им. Он увидел ангела, который наступал на него с угрожающим видом, словно намереваясь убить его. Этому не было никакого объяснения, но Моисей вспомнил, что не выполнил одного требования Божьего. Уступив настояниям жены, он не исполнил над своим младшим сыном обряда обрезания. Он не выполнил условия, на основании которого его сын получал право на благословение Божьего завета с Израилем, и такое пренебрежение со стороны избранного вождя могло снизить значение Божественных установлений в глазах народа. Сепфора, опасаясь, как бы ее муж не был убит, сама исполнила над сыном обряд, и тогда ангел позволил им продолжать путешествие. Моисей подвергался великой опасности, принимая на себя миссию явиться перед фараоном, и его жизнь могла быть сохранена только благодаря защите святых ангелов. Но, пренебрегая исполнением известной ему обязанности, он не был бы в безопасности, ибо ангелы не могли в таком случае охранять его. ПП 255.4»
После того, как Исход евреев из Египта прошел успешно, Иофор приводит Сепфору с детьми к Моисею на стоянку у горы Синай. Это уже было неподалеку от их дома — именно там пас овец Моисей, когда встретился с Господом в горящем кусте. Хотя причиной ропота Мариами и Аарона могли быть некоторые действия Моисея без совета с ними, я всё же не связываю упреки Мариами по отношению жены Моисея с иными событиями в стане Израиля, как только с возвращением Сепфоры. Как известно, женщинам сложнее ужиться друг с другом, чем мужчинам. Что произошло между Мариамью и Сепфорой — нам не известно, однако Мариамь нашла повод обвинять Моисея в том, что он взял жену не из своего народа. Вот как это представлено в Библейском комментарии АСД на Числа 12:1 —
«Мариам и Аарон. Имя Мариам указано первым, так как она была лидером ропота.
Упрекали. Глагол женского рода, единственного числа, что указывает на Мириам как на зачинщицу. [Буквально — ] «Она говорила».
Ефиоплянку. Буквально «женщина-кушитянка» (см. на Быт. 10:6). Отец Сепфоры на самом деле был мадианитянином (Исх. 2:16–19; 3:1), и, таким образом, потомком Авраама (Быт. 25:1, 2 ПП 383). Вернувшись к Моисею на гору Синай (см. на Исх. 4:25 и 18:2), Сепфора увидела тяжесть бремени, которое несет ее муж, и выразила Иофору свои опасения за его благополучие. Вслед за этим Иофор посоветовал Моисею выбрать других, чтобы разделить с ним обязанности по управлению. Когда Моисей поступил по этому совету, не посоветовавшись сначала с Мариам и Аароном, они стали завидовать ему и обвинили Сепфору в том, что они считали пренебрежением Моисея к ним (см. ПП 383). Тот факт, что Сепфора была мадианитянкой, хотя и поклонялась истинному Богу, был использован Мариам и Аароном просто как оправдание для восстания против власти Моисея. Он не нарушил принцип небрака с язычниками, когда взял ее в жены, как они, по-видимому, утверждали.»
Библейский комментарий АСД на Числа 12:1
Также и соответствующий отрывок из книги «Патриархи и пророки» —
«При назначении семидесяти старейшин Моисей не посоветовался с Аароном и Мариамью, и это возбудило их ревность. В то время когда израильтяне находились на пути к Синаю, у Моисея гостил его тесть Иофор, это он посоветовал ему выбрать из среды народа достойных мужей, чтобы те помогали ему, и поскольку Моисей с готовностью принял этот совет, Аарон и Мариам испугались, что Иофор имеет на великого вождя большее влияние, чем они. Когда создавался совет старейшин, им казалось, что их авторитетом и положением пренебрегают. Аарон и Мариам никогда не знали всей тяжести забот и ответственности, которые лежали на Моисее, но так как они были избраны, чтобы помогать ему, то рассматривали себя руководителями наравне с ним и поэтому считали назначение семидесяти излишним. ПП 383.1
Е. Уайт, Патриархи и пророки, 383-384
Моисей, как никто другой, сознавал все значение великой работы, возложенной на него. Он сознавал свое ничтожество и во всем советовался с Богом. Аарон же был гораздо более высокого мнения о себе и меньше полагался на Бога. Он потерпел неудачу, когда, облеченный ответственностью, проявил слабость характера и малодушную уступчивость относительно идолопоклонства у Синая. Но Мариам и Аарон, ослепленные ревностью и честолюбием, забыли об этом. Аарон был высоко возвеличен Богом. Вся его семья несла на себе ответственность священного служения, но это положение еще больше увеличивало стремление к самовозвышению. “И сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?” Считая себя избранными Богом наравне с Моисеем, они притязали на тот же авторитет и положение. ПП 383.2
Поддавшись духу недовольства, Мариам нашла причину для ропота, воспользовавшись именно теми событиями, которыми особенным образом управлял Бог. Женитьба Моисея не нравилась ей. Ее фамильная и национальная гордость была уязвлена тем, что он избрал для себя женщину не из израильского народа, а из другого племени. С Сепфорой обращались с плохо скрытым презрением. ПП 383.3
Хотя жена Моисея и названа “ефиоплянкой” (Числа 12:1), она была мадианитянкой и, следовательно, принадлежала к потомству Авраама. Своей внешностью она отличалась от еврейских женщин, будучи значительно смуглее их. Хотя и не являясь израильтянкой, Сепфора была поклонницей истинного Бога. Она была робкой, застенчивой, нежной, любящей и преисполненной сострадания. Потому-то Моисей по дороге в Египет согласился отправить ее назад в Мадиамскую землю. Он желал избавить ее от боли, которую причинило бы ей созерцание судов Господних, грозивших египтянам. ПП 383.4
Когда Сепфора вновь прибыла к своему мужу в пустыню, она увидела, как изнурительно бремя его ответственности, и поделилась своими опасениями за здоровье Моисея с Иофором, который и предложил облегчить его труды. В этом и заключалась главная причина неприязни Мариами к Сепфоре. Оскорбленная мнимым пренебрежением к себе и Аарону, она считала жену Моисея главной виновницей всего этого и решила, что, находясь под ее влиянием, Моисей не будет, как прежде, обращаться к ним за советом. Если бы Аарон вообще умел твердо постоять за справедливость, он мог бы пресечь зло, но, вместо того чтобы указать Мариами на греховность ее поведения, он сочувственно выслушивал все ее жалобы и, таким образом, разделил ее ревность. ПП 384.1»
Что касается текста из 1 Паралипоменон 23:14 — «Моисей, человек Божий, и сыновья его причтены к колену Левиину», то здесь стоит вспомнить, что сыновья Аарона, брата Моисея, хотя и были из колена Левия, но числились особо как священники, а не как левиты. Определение «левит» практически не включало в себя священников, сынов Аарона. Но что касается сыновей Моисея, то хотя сам Моисей был в особом статусе, но его сыновья не унаследовали никакого особого статуса, они не были причислены к священникам, они не создали какого либо иного статуса, но были причислены к левитам как и все остальные потомки Левия. Полагаю, что этот текст подчеркивает именно этот факт — Моисей никак не выделил своих сыновей. Библейский комментарий АСД на этот текст говорит кратко —
«Сыновья Моисея были перечислены как простые левиты, а не вместе со священниками, сыновьями Аарона.»
Библейский комментарий АСД на 1 Паралипоменон 23:14
Я понимаю, что лаконичность библейского текста в придачу к «ефиоплянке» породило множество разных спекуляций вокруг этой темы, однако Свидетельства позволяют нам с уверенностью утверждать то, что иначе могло бы оказаться предметом многих неразрешимых споров.
Василий Юнак