Сегодня решил вспомнить историю Тульской семинарии. А всё начиналось так:
В 1974 году Михаил Петрович Кулаков перехал из Казахстана в Тульскую область. Этому содействовал во многом Николай Назарович Либенко, который приехал в эту местность также из Казахстана немного раньше. Также о приезде Кулаковых много хлопотал и пресвитер тульской общины АСД Петр Митрофанович Обманцев. Однако сам приезд Михаила Петровича в Тулу — это другая история, сама по себе интересная.
По приезде в Тулу Михаил Петрович и Николай Назарович стали организовывать так называемые «Межреспубликанские советы» рукводителей и представителей Церкви АСД из разных республик. Дело в том, что после расформирования ВСАСДа в 1960 году в СССР не отавалось единой церковной организации АСД, но продолжали действовать автономные республиканские советы. Межреспубликанский совет Церкви АСД стал некимм координационным советом, который объединял все адвентистские общины в СССР, хотя и не был официально признанной структурой. Мой отец, Дмитрий Онисимович Юнак, совершавший в то время служение Секретаря-Казначея Молдавской конференции Церкви АСД, стал постоянным представителем Молдовы на этом Межреспубликанском совете.
Межреспубликанский совет решал многие важные вопросы Церкви АСД, касавшиеся жизни и деятельности Церкви АСД на территории всего СССР, такие как издательская деятельность, прием иностранных гостей, координация служения. Один из первых вопросов также касался подготовки служителей. Последний из всесоюзных съездов Церкви АСД в 1928 году среди своих решений принял постановление об организации учебного заведения по подготовке служителей Церкви АСД в СССР, однако последовавшие вскоре перемены в стране помешали исполнению того решения.
До 1920-х годов служители Церкви АСД имели возможность обучаться в Германии (Фриденсау), Румынии (Брашов) и некоторых других местах за рубежом. Но когда захлопнулся «железный занавес», в разных местах старые опытные служители начали организовывать неформальные курсы по подготовке молодых служителей. Такие курсы были, например, организованы в Молдавии Федором Васильевичем Мельником, получившим свое образование в Брашове. Но теперь речь шла о полноценном формальном образовании — о том, чтобы организовать учебное заведение Церкви АСД в СССР. С таким заявлением Межреспубликанский совет Церкви АСД обратился в Совет по делам религий при Совете министов СССР и получил на это предварительное разрешение. Межреспубликанский совет Церкви АСД немедленно приступил к реализации этого проекта и был избран Педагогический совет с распределением преподаваемых предметов. В чстности, предмет Библейской истории был поручен Исааку Лемеховичу Клейманису и Дмитрию Онисимовичу Юнаку, и вскоре было подготовлено учебное пособие в четырех томах для четырехгодичного обучения, которое тут же было использовано в Молдавской неофициальной семинарии.
Однако некоторые служители не торопились с открытием учебного заведения, мотивируя самыми разными аргументами. Один из аргуметво был в том, что в настоящее время не было активных служителей, не пенсионеров, получивших формальное адвентистское образование в высших учебных заведениях Церкви АСД, и потому Межреспубликанский совет Церкви АСД добился разрешения отправить на обучение за рубеж молодых перспективных людей, которые смогли бы впоследствии создать учебное заведение в СССР. Так, в 1980 году на учебу в колледж Ньюболд в Англии отправились Михаил Кулаков и Вячеслав Ярута.
Однако другие участники Межреспубликанского совета решили не тянуть с полученным разрешением на организацию подготовки служителей, потому Николай Назарович Либенко незамедлительно приступил к организации таких курсов при Тульской общине Церкви АСД. Так появилась Тульская семинария, формально просуществовавшая с 1977 по 1983 годы. Перспективные молодые люди с самых разных мест СССР были приглашены на обучение в Тулу, причем были организованы не только курсы для служителей, но также и музыкальный курс для дирижеров хора. Это было необходимо по нескольким причинам:
При организации служения в общинах, особенно при создании новых общин, музыкальное служение было особенно важным, и потому хорошо было иметь обученых музыкантов и дирижеров. Молодым людям, приехавшим на обучение, было важно найти подходящих спутниц, которые при этом стали бы помощницами в служении, а потому их музыкальное образование было бы весьма уместным. Ну и неформальный характер курсов, дабы не обращать особого внимания окружающих на происходящее в Тульской общине движение молодежи, могло быть представлено как если бы молодые люди с различных мест избирали Тульскую общину, которая стала центральной общиной Церкви АСД в СССР, в качестве удобного места для знакомств и поиска спутника жизни.
Многим из нас посчастливилось быть в Туле в те годы, получив замечательное двухгодичное образование, подготовившее к дальнейшему служению в самых различных условиях. Мы вспоминаем, как в первую половину дня мы все шли на свои рабочие места, которые подбирали так, чтобы могли быть свободными во второй половине дня, а если нужно, то и могли легко организовать выезды в близлежащие общины и населенные пункты для организации служения. Близлежащие? Иногда ближайшие общине располагались на расстоянии многих сотен километров. После обеда у нас было время учебы, с трех до девяти вечера, ежедневно по шесть часов мы проводили вместе в стенах Молитвенного дома на 18-м проезде Октябрьского поселка.
Хочется вспомнить некоторых преподавателей. Может быть не в порядке их важности, а в совершенно произвольном порядке. Наталья Вахмянина преподавала английский настолько хорошо, что многие быстро начали читать и даже говорить на этом языке. Вспоминаю её первой, потому что именно она способствовала тому, что я стал самым молодым студентом Тульской семинарии. Михаил Петрович преподавал Библию и богословие.Федор Федорович Буш знакомил студентов с историей Реформации и контрреформации. Николай Назарович Либенко был с нами чаще всего и преподавал гомилетику и евангелизм. Олег Михайлович Сенин был непревзойденным в апологетике и риторике. Ростислав Николаевич Волкославский преподавал историю христианства. Иван Николаевич Островский преподавал доктрины и церковное руководство, а также гигиену и реформу здоровья. Элита Альфредовна Соколовская преподавала дирижерское искусство не только девушкам. Многие служители приезжали с отдельными предметами — Исаак Лемехович Клейманис, Фёдор Васильевич Мельник, Александр Фёдорович Парасей и другие. Мы изучали самые разные предметы, и пророчества Даниила и Откровения, и искусство приготовления пищи; и историю философии, и труды Духа Пророчества…
Формально было произведено три выпуска двухгодичных курсов, в результате чего более тридцати молодых служителей отправились в разные города СССР для служения. Но и после того, как Тульская семинария приостановила свою деятельность, молодые люди со всех сторон приезжали в Тулу для подготовки к служению. Николай Назарович и для них находил время возможность получить соответствующие знания и опыт.
Когда позже Михаил Михайлович Кулаков стал хлопотать о формальном учебном заведении, власти сказали ему прямо: Вы вначале закройте то, что имеете, а потом будем говорить об открытии нового. Но это уже другая история, история ЗБК-ЗДА-ЗАУ. Жаль только, что образование, полученное многими из нас в Тульской семинарии, совершенно не учитывалось позже, при поступлении в Заокскую семинарию.
Василий Юнак
Спасибо, Василий Дмитриевич!
Да именно так: в конце 70-х гг. ХХ века на одном из межреспубликанских совещаний адвентистской Церкви было принято решение об открытии духовного учебного заведения, своеобразной библейской школы, в которой можно было бы готовить будущих пастырей для нужд Церкви. Тульская “полуподпольная семинария”, как мы привычно ее называли, была открыта, если я не ошибаюсь, в 1978 году (по некоторым данным в 1977 г.). И стала она “рассадником” (семинария от лат. seminaria — раccадник) просвещенных “вьюношей” на просторах СССР.
По договоренности с М.П. Кулаковым и Н.Н. Либенко (на каком-то этапе Михаил Петрович был ректором, а Н.Н. Либенко проректором и попечителем (кстати, Николай Назарович ежемесячно выдавал семинаристам приличную стипендию — 40 рублей, которая вся уходила на книги), руководители адвентистских Церквей из различных советских республик отправляли на учебу молодых людей. Я, например, благодаря отцу своему, епископствовавшему тогда в Бессарабии (нынче Молдова), оказался одним из счастливчиков, вырвавшихся из глухой бессарабской провинции в губернский город Тулу. Изначально семинария размещалось в храме на Октябрьском поселке Тулы (меня даже поселили в небольшой келейке при Церкви).
Виктор Ляху