И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы. Итак верующие благословляются с верным Авраамом, а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
Галатам 3:8-11
Итак, Галатам 3:8-11. Как и все остальные тексты Библии, нам нужно рассматривать их в контексте всего Послания, всего учения апостола Павла, и всего Писания.
В этом тексте я хотел бы выделить пять ключевых мыслей, из которых четыре важны для нас в данном размышлении:
- Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: в тебе благословятся все народы.
- Верующие благословляются с верным Авраамом.
- Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою.
- Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
- Что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
Рассмотрим всё это по пунктам.
- Авраам изначально был избран быть благословением для всех народов, чтобы благовествовать всему миру. Евреи должны были стать царством священников (Исход 19:6) — не для себя, естественно, а для всего мира. А то, что изначально спасение было только по вере — это бесспорно и несомненно, потому что вера была условием спасения и в народе Израильском — Второзаконие 32:20. Все, кому проповедовал Авраам или его потомки, должны были вначале поверить. Это всегда — первый шаг.
- Верующие благословляются с верным Авраамом. Это вполне соответствует третьей заповеди, в которой Господь благословляет верующих до тысячи родов. Потому и сегодня даже евреи несут на себе благословение, не смотря на то, что они сами уже давно отвергли Христа, а тем более — верующие.
- Утверждающиеся на делах закона находятся под клятвою. Да, конечно же. Второзаконие 28 глава о благословениях и проклятиях, связанных с исполнением закона, остаются в силе. Клятва произнесена. И теперь, исполнил — благословлен; не исполнил — проклят. Более того, за грехи Адама была проклята земля; за грехи допотопного мира была проклята земля… грехи всегда несут за собой проклятие. А грех — это нарушение закона. Взаимосвязь очевидна.
- Этот пункт взаимосвязан с предыдущим, но особо акцентирует нарушителей закона.
- Законом никто не оправдывается. Это ясно, потому что закон НИКОГДА не служил для оправдания, а только для осуждения. Кто-то может возразить, что если соблюдешь закон, то будешь оправдан. Нет! Соблюдение закона — это обязанность. За соблюдение закона не награждают, как за какое-то геройство или супер поступок. Ты просто выполнил то, что был обязан — какая за это награда? Цель закона — указывать на грех. Потому закон только обвиняет. Если нарушения закона нет, то и обвинения нет. Но отсутствие обвинения — это ещё не оправдание. Отсутствие отрицательного ещё не означает присутствие положительного. Есть ещё нуль посередине. Нуль — пустота. Ни плохого, ни хорошего. Это отсутствие веры! Потому что вера всегда действует любовью, а тут положительного нет ничего, хотя и отрицательного не наблюдается.
Праведный верою жив будет, но только в том случае, если вера живая, а не мертвая. Потому что и бесы веруют, но погибнут. Жизнь дарует только действующая вера!