0

Ветхий завет?

Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.

Евреям 8:13

Ну, давайте попробуем разобраться с «новым заветом», и с «ветхим», близким к уничтожению.

Прежде всего, подумаем над словом «завет». Что оно означает? В принципе, есть два основные слова, которые чаще всего используют как синонимы или в объяснении завета. Первое слово — «договор». Очень хорошее слово, особенно когда вместе с заветом используется глагол «заключить». Заключение завета многими рассматривается как подписание договора — две стороны, права и обязанности сторон… В принципе, примерно так рассматривали евреи завет Бога на Синае: «Всё, что сказал Господь, исполним» (Исход 19:8). Нечто подобное записано и в Иер 42:5. Проблема этого завета-договора в том, что уже спустя каких-то полтора месяца, а то и меньше, народ развратился, сделал себе золотого тельца, и стал плясать ему. Не исполнили свою часть договора! Что становится с договором, когда он нарушен? Верно, расторгается, становится недействительным. Потому, кстати, Моисей и разбил скрижали, что посчитал договор разорванным и завет нарушенным. И что дальше? Что делать Господу, Который настолько любит Свое творение, что вот уже более двух тысяч лет нянчится с непокорными людьми, выискивая верных среди детей Адама, детей Ноя, детей Фары, детей Иакова… будет ли успех от такого «завета», от такого договора?

Второе слово, которое так же часто используют в объяснении слова «завет» — это «завещание». Завещание отличается от договора тем, что здесь только одна сторона участвует в заключении его — только завещатель. А вторая сторона, наследник, может даже совершенно не знать о существовании завещания. Но что ещё интересно — завещание не вступает в силу до определенного времени, и у завещателя есть время передумать и видоизменить свое завещание. Отец завещал своему сыну всё свое имущество, но при этом наблюдает за сыном, насколько он сможет, насколько достоин управлять имением. У сына в это время дела могут идти то хорошо, то плохо, но отец наблюдает, помогает, воспитывает. Завещание зачастую создается на условии, описывая те критерии, который должен соответствовать наследник, и пока эти критерии не будут выполнены, наследник не может вступить в наследство. И иногда наследство вообще может не перейти к наследнику, если он не соответствует описанным в завещании критериям.

Внимательно исследуя Писание мы находим, что завет Бога с человеком практически всегда был односторонним: Адам ничего не сделал для того, чтобы Господь обещал ему Искупителя и одел его в одежды кожаные. Ной ничего не сделал для того, чтобы Господь выбрал его в качестве продолжателя рода. Да, он был найден праведным, более праведным, чем остальные, но это точно так же, как отец выбирает одного наследника из нескольких возможных. Да и Аврам был не слишком выделявшимся в то время, как Господь призвал его. Или Иаков может быть был слишком верным Богу? Но даже избрав народ израильский, Господь продолжал вести его, воспитывать, обуздывать, подчас используя поражение и плен. А в конце и вовсе отверг его, передав наследство язычника (сравните Исход 19:6 и 1Петра 2:9, а также Рим 11:17). Потому апостол Павел напрямую говорит о завещании, прямым текстом:

«Братия! говорю по [рассуждению] человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет [к нему]. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал [оное] по обетованию.» Гал. 3:15-18

И ещё там же, в послании к евреям, почти сразу после заявления о «новом завете»:

«И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти [Его], бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное. Ибо, где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив. Почему и первый [завет] был утвержден не без крови.» Евр. 9:15-18

Видите ли, что завет — это завещание? Потому и в вопросах понимания завета мы должны исходить из понимания завещания.

А что сегодня подразумевают под «новым заветом» и «ветхим заветом» подавляющее большинство христиан?

Они понимают ТОЛЬКО книги от Матфея до Откровения как «новый завет» и книги от Бытия до Малахии как «ветхий завет». И потому принимают писания апостолов, но отвергают писания Моисея и пророков. Якобы те писания им больше не нужны — они ветхие, их пора уничтожать…

Ну давайте разберемся с этим пониманием. Во-первых, что такое Писание? «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании.» Лук. 24:27 Любой текст, упоминающий Писание у апостолов или у Христа, относится исключительно к писаниям от Бытия до Малахии. Во времена апостолов их книги ещё не считались Писанием. Только годы спустя после их смерти был установлен канон нового завета и книги апостолов были включены в сборник Священного Писания. Мог ли апостол Павел писать евреям о новом и ветхом заветах как о книгах Писания? Увы! К тому времени, как он писал эти слова, добрая часть евангелий и посланий ещё не была написана. «нового завета» в понимании книг от Матфея до Откровения» ещё не было. Да и такое название — «Новый завет», «Ветхий завет» эти сборники библейских книг получили только в средние века, когда появилось книгопечатание и Библия стала тиражироваться тысячами экземпляров.

Тогда, о чем же говорит апостол Павел, цитируя пророка Иеремию о «новом завете»?

Явно, что речь вовсе не идет о книгах. И упоминая закон, речь вовсе не идет о неких «заповедях Христа», которыми пытаются современные христиане заменить Закон Божий. Почему? Да хотя бы потому, что формулировку нового завета первым описал пророк Иеремия 31:31-34, а апостол Павел только процитировал его в Евреям 8:8-12. Потому даже если и подразумевать какие-либо книги, то только те, что были при Иеремии. Кстати, при Иеремии Писанием считался только Закон Моисеев, Тора, а все остальные творения современников Иеремии — просто считались «откровением» (смотрите Исаии 8:20). И, кстати, при Иеремии законы Божьи были именно те, что Бог сформулировал при Моисее, а не в том виде, в каком пытаются современные христиане сформулировать некие «заповеди Христа». Потому, когда новый завет — это законы Божьи, вписанные в сердце, то это непременно законы Божьи, данные через Моисея, а не некие заповеди Христа.

Да, «новый завет несомненно лучше чем ветхий», Вы правы в этом. Но что это за «новый завет»? Книги от Матфея до Откровения? Заповеди Христа? Или ВЗАИМООТНОШЕНИЯ человека с Богом? Или УСЛОВИЯ получения наследства непреходящего?

Условия ветхого завета установили сами люди: «Всё, что сказал Господь, исполним» (Исход 19:8). Но они не смогли понести этого бремени, которое возложили на себя сами (Деян 15:10). Потому что ни один человек сам по себе не исполнил весь закон, но находится под осуждением закона, как нарушитель закона.

Но условия нового завета — завещание. Бог установил условия получения завещанного, а потом Сам ПОМОГАЕТ человеку ДОСТИЧЬ тех условий, которые Он поставил. Как любящий Отец, Он воспитывает своих детей, иногда наказывая, но непременно заставляя трудиться — Мф 21:28-32. И метод достижения — взиранием на Христа, доколе не придем в меру полного возраста Христова, потому что Он оставил нам пример праведной и безгрешной жизни в полном послушании воле Божьей и Его закону. Причем, написано:

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.» Ин. 14:12

Дела в нашем спасении чрезвычайно важны. Об этом пишет апостол Иаков, который объясняет, что вера без дел мертва. Ну а апостол Павел поясняет, что вера не отменяет требований закона.

Итак, новый завет — это НЕ отвержение закона Моисеева как чего-то ветшающего и близкого к уничтожению. Новый завет — это вхождение в новые отношения с Богом, при которых мы позволяем Богу преобразовывать нас, производя в нас хотение и действие по Его благоволению, так, что мы САМИ, ЕСТЕСТВЕННО, БЕЗ НАПОМИНАНИЯ, могли исполнять закон, вписанный Богом в наши сердца, тот закон, который вечен и неизменен, который Бог дал во времена Моисея, но который существовал и до, и который продолжает существовать и сегодня.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *