Антитринитарии утверждают: «Иисус никогда не разговаривает с духом, и Бог никогда не разговаривает с духом. Их только двое сын и Отец.»
Насчет того, что их только двое — я нахожу, как минимум, семнадцать текстов в Библии, где одновременно упоминаются Отец, Сын и Святой Дух, и при этом упоминаются как равные. Эти тексты приведены здесь в самом первом подразделе, и их достаточно для того, чтобы я признавал библейское учение о триединстве Божества.
Но в данном случае вопрос стоит конкретно о разговоре или общении Отца со Святым Духом и Сына со Святым Духом. Да, я уже вывел в заголовок этой статьи библейскую фразу «общение Святого Духа» (2Кор 13:13), намекая на то, что общение со Святым Духом не только возможно, но и действительно существует, согласно библейскому учению. Но давайте посмотрим и на другие тексты, которые ответят на поставленный прямой вопрос.
Есть такой греческий глагол — «пемпсо» = «посылать». Читая контекст, где этот глагол употребляется в Евангелии или в Септуагинте, мы видим, что этот глагол подразумевает определенное поручение посылающего посылаемому, которое подчас тут же сообщается в тексте. Естественно, что это поручение, равно как и команда отправиться, делаются словами, в разговоре. Примеров очень много — этот глагол употребляется 84 раза в Писании, из которых 5 раз в Септуагинте и 79 раз в Новом Завете. Примеры такого посылания можно увидеть в следующих текстах: Быт 27:42; Неем 2:5; Мф 2:8; 11:2; Лк 4:26; 7:6,19 и многие другие. Везде подразумевается, что во время посылания передается определенная весть на словах — непременно при этом происходит разговор посылающего с посылаемым, во время которого происходит передача поручения или описание дела, которое посылаемый должен выполнить.
И теперь смотрим на общение Отца и Иисуса со Святым Духом, Которого и Отец, и Христос посылают (пемпсо), давая Ему определенное поручение и определенную весть, которую Дух Святой должен будет в Свою очередь сказать словами дальше. И пример того, как такое же общение с посыланием, с вестью и с пересказанными словами мы находим между Отцом и Христом.
«Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего (пемпсо) Меня Отца. Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет (пемпсо) Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.»
Ин. 14:24-26
Смотрим на этот текст: Слова, которые передает Христос — это слова Пославшего Его. То есть Посылающий Христа Отец, даёт сообщает Ему и слова, которые Он должен говорить. И тут же мы видим, что Отец точно так же посылает Духа Святого, Который также будет говорить слова — учить и напоминать сказанное. Что мы видим из этого? Видим определенное словесное общение Посылающего и Посылаемого. При этом, Посылающий — Отец, а Посылаемый — Святой Дух. Отец разговаривает со Святым Духом.
«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего. …. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего (пемпсо) Меня. Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего. …. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю (пемпсо) вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною.»
Ин. 15:15,21-23,26-27
Внимательно исследуем этот текст: Христос передает ученикам всё, что слышал от Отца. Когда слышал? Когда Отец посылал Его — Христос называет Отца Пославшим. И точно так же, в контексте того, как Христос передавал слова пославшего Его Отца, так Он говорит и о Святом Духе, Которого Христос пошлет от Отца для того, чтобы Святой Дух свидетельствовал точно так же, как будут свидетельствовать и посланные ученики. Как свидетельствовать? Естественно, словами. Какими словами? Теми словами, которые были сообщены Пославшим в момент посылания. То есть, снова контекст говорит, что в момент посылания происходит общение словами и передаются слова, которые посылаемый должен будет сообщить дальше.
«А теперь иду к Пославшему (пемпсо) Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю (пемпсо) Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.»
Ин. 16:5-15
И этот текст упоминает Отца, пославшего Христа. Однако здесь более важно обратить внимание на Христа, посылающего Святого Духа — здесь детально говорится о том, что Святой Дух будет передавать слова, полученные от Христа, включая и те, которые Сам Христос желал передать ученикам, но ввиду их неспособности понять, поручил Святому Духу позже их передать. Причем, контекст ясно утверждает, что Дух Святой будет говорить слова, услышанные от Христа. А что это значит? Это значит, что Христос сообщал эти слова Святому Духу, то есть Христос разговаривал со Святым Духом.
Итак, Писание отчетливо показывает, что и Отец, и Христос общаются, разговаривают со Святым Духом именно словами, передавая слова, которые Святой Дух потом будет передавать ученикам. А о том, что Святой Дух разговаривает и передает слова людям — этого есть также немало в Писании.