0

Долина Иосафата, где она?

В продолжение изучения Книги пророка Иоиля возник вопрос о расположении долины Иосафата. Традиционно комментарии совмещают её с Кедронской долиной, что неподалеку от Иерусалима. Соответствует ли это Писанию?

Давайте разбираться с Долиной Иосафата. Это достаточно серьезный вопрос, хотя я и не уверен, что он имеет такое жизненно важное значение, чтобы о нем спорить. Тем не менее, для понимания пророчества Иоиля во свете других пророчеств о последнем времени это является достаточно важным.

Вначале приведу некоторые факты, указывающие на то, что традиционное расположение долины Иосафата, соответствующее долине Кедрон, имеет достаточно серьезные проблемы. Эти факты известные, и они следующие:

  1. Долина Кедрон — ооочень маленькое пространство между Елеонской горой и Иерусалимом, чтобы рассматривать эту долину как место встречи множества армий. Да, именно для войны против Иерусалима, это подходящее место, но не для решающих сражений между несколькими народами и многочисленными армиями.
  2. Нет никаких исторических сведений, ранее 333 года н.э., которые могли бы указывать на такое расположение долины Иосафата. Впервые это появляется в документе, датируемом 333 годом, «Записки пилигримма из Бордо». После этого такое наименование поддержали Евсевий и Иероним Стридонский, хотя Кирилл Александрийский с этим был не согласен. Но после четвертого века это стало традиционным толкованием.
  3. Еврейская Аггада, в частности мидраш Техиллим, то есть мидраш на Псалмы, утверждает, что долины Иосафата как географического места вообще никогда не существовало.
  4. Комментарий АСД, равно как и Википедия, а следовательно и другие комментарии, которые я не перепроверял, указывают на ещё одно место вероятного расположения долины Иосафата — в пустыне Фекои, что примерно в пятнадцати-двадцати километрах от Иерусалима. Это место гораздо более пространное и подходящее для встречи весьма многочисленных армий.

А теперь посмотрим на сам текст, и попытаемся применить не только традиционные толкования, но именно исследования Священного Писания и заключенных в нём пророчеств, чтобы попытаться понять, о каком месте говорит Иоиль. Для этого нам не будет достаточно только тех двух текстов или даже целой третьей главы Иоиля, где в единственном месте упоминается долина Иосафата. Нам надо будет собрать воедино одинаковые пророчества об этом событии, чтобы разобраться, о чем идет речь.

Итак, есть только два упоминания долины Иосафата в Библии, и они оба в третьей главе Иоиля:

«Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ Мой и за наследие Мое, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю Мою разделили.»

Иоиль 3:2

«Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду.»

Иоиль 3:12

Во первых, текст говорит нам о том, что Бог произведет суд над народами в долине Иосафата. Имя «Иосафат» буквально означает «Иегова судит», так что это долина суда Иеговы.

Но по тексту третьей главы Иоиля это событие имеет место непосредственно перед вечностью, на которую указывают такие тексты, как Иоиль 3:17,20. То есть, речь идет о последнем суде над врагами Божьими, после которого «Египет» и «Едом» превращаются в вечную пустыню (стих 19).

Мы говорим о том, что пророчества Иоиля во многом пересекаются с пророчествами Откровения, и подобное описания суда мы находим в Откр 16:14-16 как начало сбора армий или народов, и в Откр 20:7-9 как окончательный суд над этими противниками Бога. И в этих двух текстах мы находим два ключевых момента: Откр 16:16 упоминает Армагеддон, то есть долину у подножия Мегиддо, а Откр 20:7 упоминает Гога и Магога. Отсюда мы рассматриваем пророчества о Гоге и Магоге, что приводит нас к Иезекиилю — главы 38 и 39, где описывается пророчество о Гоге и Магоге практически с тем же смыслом, что и у Иоиля, то есть за плен и притеснение Израиля и Иуды Гог и Магог во главе всех многих перечисленных народов будут приведены в «долину Гогову», где и погибнут, а Израиль будет жить вечно. И вот здесь Иез 39:11 говорит нечто довольно важное для того, чтобы идентифицировать географическое расположение этой долины:

«И будет в тот день: дам Гогу место для могилы в Израиле, долину прохожих на восток от моря, и она будет задерживать прохожих; и похоронят там Гога и все полчище его, и будут называть ее долиною полчища Гогова.»

Иез. 39:11

Здесь говорится, что это — «долина прохожих на восток от моря», то есть долина, по которой пролегает путь от моря на восток. И это уже нам кое-что важное дает: Одним из основных морских портов для Израиля была Хайфа у подножия горы Кармил на месте, где в Средиземное море впадает поток Киссон. Это тот поток, на берегу которого Илия заколол четыреста пророков Вааловых ((3Цар 18:40), что тоже довольно символично, особенно если мы подумаем не только о том, что Илия ассоциируется с пророком последнего времени, но также и с уничтожением врагов Божьих. И вот именно от этого порта по Изреельской долине идет ровная пятидесятикилометровая долина прямо на восток до самого Иордана, проходя в том числе и мимо города Мегиддо. Что же касается двух других традиционных мест, которые идентифицируются как долина Иосафата, там нет абсолютно никакого пути от моря на восток.

Итак, если это вообще имеет какое значение, и если важно найти ту самую географическую точку, о которой говорит Иоиль, то на основании перечисленных текстов о последнем Божьем суде над народами, которые мы находим в книгах Иоиля, Откровение и Иезекииля, именно Изреельская долина, традиционно ассоциируемая с долиной Армагеддона, может полностью соответствовать долине Иосафата у Иоиля.

Но ради справедливости хочу упомянуть, что в книге «Великая борьба» на странице 32, где упоминается разрушение Иерусалима, долиной Иосафата названа именно долина потока Кедрон, что между Иерусалимом и Елеонской горой. Но, как мы уже увидели, она очень маленькая для того, чтобы там разместить такие огромные армии, какие подразумеваются у Иоиля.

Для сравнения размеров упомянутых долин я привожу карты Гугл в одинаковом масштабе и в формате рельефа, на котором четко видны горы и, соответственно равнинные места.

Первая карта — долина Изреель. Желтой полосой отмечен путь от моря (Хайфы или Кармила) до Иордана, и желтым пятном обозначен город Мегиддо.

Вторая карта — в таком же масштабе, показывает два других традиционных места долины Иосафата — (1) долина потока Кедрон между восточной стороной древнего Иерусалима и Елеонской горой. На карте представлена небольшой узкой вертикальной желтой полоской в правой части Иерусалима, и далее извилистая желтая полоса уходит вправо и вниз от Иерусалима — это расположение потока Кедрон, который протекает на расстоянии около 30 километров и теряется в пустыне Фекои — (2) другое традиционное место долины Иосафата, которое обведено желтым овалом. Мы можем видеть по рельефу, что все остальные места — почти сплошная гористая местность, равно как никакого пути от моря на восток нет.

Вот, почему лично я идентифицирую долину Иосафата именно с Изреельской долиной у Мегиддо, где традиционно видят расположение Армагеддона, нежели Кедронскую долину в пустыне, и тем более Кедронскую долину в Иерусалиме.


P.S.: На главной странице сайта у ссылки на эту статью видна небольшая фотография, взятая из Википедии — Вид на Кедронскую долину со смотровой площадки в археологическом парке «Город Давида». Видны кварталы Восточного Иерусалима (Силуан). Это позволяет в реальности увидеть размеры Кедронской долины, и решить, насколько она подходит для описанного у Иоиля события.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *