0

Договор Бога с Авраамом был односторонний или двусторонний?

«Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? [Господь] сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,» Быт. 15:8-13

«Патриарх все еще просил дать ему какой-нибудь видимый знак для укрепления его веры и для доказательства грядущим поколениям — доказательства того, что Бог исполнит Свои милостивые замыслы по отношению к ним. Господь снизошел до того, чтобы вступить в завет со Своим слугою, используя те формы, которые были в обычае у людей при заключении торжественного договора. Согласно Божественному повелению, Авраам принес в жертву трехлетних телицу, козу, барана, разрубил каждое животное и разложил на некотором расстоянии друг от друга. Помимо этих жертв он принес еще горлицу и молодого голубя, которые не расчленялись. Когда все это было сделано, он с чувством благоговейного страха прошел между разложенными частями жертвенных животных, давая торжественное обещание всегда во всем повиноваться Богу. Терпеливо и внимательно он стерег принесенные жертвы до захода солнца, чтобы птицы или какие-нибудь другие животные не растащили их. Когда солнце уже готово было скрыться за горизонтом, он погрузился в глубокий сон, и вот «напал на него ужас и мрак великий». Божественный Голос повелел ему не ожидать мгновенного исполнения пророчеств относительно обетованной земли, но рассказал о тех страданиях, какие должны будут перенести его потомки, прежде чем поселятся в Ханаанской земле. Ему также был открыт план искупления человечества смертью Иисуса Христа, показана Его великая жертва и пришествие во славе. Авраам видел и новую землю, сияющую едемской красотой, — землю, отданную ему во владение навечно как окончательное и совершенное исполнение обетования».

ПП 137.1 (выделенное добавлено)

По Библии получается, что договор был односторонним, а по Свидетельствам — двусторонний. А что на самом деле?

Односторонний договор — это ОДНОсторонний договор. А если мы говорим о договоре (1) Бога с (2) Авраамом, то у нас уже есть ДВЕ стороны, не так ли? Односторонний договор был у Бога со всей землей во время Ноя, когда Бог поставил радугу. Там не было никаких требований со стороны Бога к кому-бы то ни было. Ни человеку, ни животным ненужно было делать чего бы то ни было, чтобы Бог исполнил обещанное — более не уничтожать земли потопом. Бог это сделал бы даже в том случае, если бы и сам Ной, и все его потомки более никогда не исполнили ни единой заповеди Божьей.

Но в случае с Авраамом мы видим совершенно другое. Хотя на первый взгляд Бог не устанавливает никаких требований к Аврааму, которые должны быть выполнены прежде, чем Бог исполнит Свою часть договора, однако это не значит, что от Авраама ничего не требовалось и не ожидалось. Зададим простые вопросы: Если бы Авраам вел беззаконный образ жизни, исполнил бы Господь обещанное ему? А если бы Авраам не повиновался и не вышел из Харрана, исполнил бы Господь обещанное?

Есть объяснимая причина, почему книга Бытие не содержит видимых заповедей, которые должен был соблюдать Авраам, но то, что эти законы были известны Аврааму, и что он их соблюдал, об этом прямо сказано:

«за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.» Быт. 26:5

Потому смотрим внимательно этот текст, и обратим внимание на Быт 15:6 — «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.» Авраам поверил. Это уже определенное действие со стороны Авраама. Считаете его не сложным, не значительным? Ну, попробуйте поверить, когда возраст уже за восемьдесят, а обещанного и близко нет. А годы идут… Но действия только начинаются: «[Господь] сказал ему: возьми Мне … Он взял всех их, рассек их пополам … И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их.» Быт 15:9-11. Это не просто Бог попросил Авраама выполнить вместо Него подготовительную часть договора. На самом деле это было одно из основных составляющих при подписании договора.

Но позвольте уточнить: В чем суть договора? Почему Бог в очередной раз, не первый и не последний, но уже вот таким серьезным образом, что-то обещает Аврааму? Аврааму обещано потомство, но у него никого нет вот уже который год. Господь говорит: Потерпи! А Авраам отвечает: Дай мне терпение, Боже, и дай немедленно, потому что терпеть не могу…. Так? Господь учит Авраама терпению — выполнив подготовку для заключения договора Авраам ждет и ждет, пока уже стало невмоготу, пока сон не охватил его.

И вот юридически договор заключен. Авраам поверил, Бог пообещал. А что с терпением? Надолго его хватило? Быт 16:3 — десять лет странствия позади. Мы не знаем точно, когда состоялся тот договор, сколько времени прошло, но Сарра устала ждать. Не только Сарра, но и Авраам тоже, иначе он не согласился бы «помогать» Богу выполнить Его часть. Аврааму 86 лет, когда рождается Измаил (Быт 16:16). Но только спустя тринадцать лет Господь снова заговорил с Авраамом. Почему нужно было так долго ждать? Бог не дает терпение немедленно. Но главное — Бог начинает с того же самого, с возобновления завета, с обещания потомства. Авраам удивлен: Так потомство уже есть, я помог Тебе! Но нет, сейчас Авраама ожидало нечто не совсем приятное, даже весьма болезненное — обрезание (Быт 17:9-14). Почему именно такая форма завета? А это для того, чтобы Авраам понял и помнил: он поспешил помочь Богу, он не вытерпел, он не оставался верным, а потому не оставался праведным. Измаил тоже получит долю благословения, но завет предполагал только Исаака.

И что, думаете урок пошел Аврааму впрок? 20-я глава Бытие показывает, что даже после очередного завета, после обрезания, после обещания через год иметь сына от Сарры, Авраам всё ещё не верит, не доверяет Богу, боится больше людей, чем Бога. Вот таковы «односторонние» трудности договора с Богом! Кстати, Исаак прошел тот же путь неверия и воспитания терпения в его договоре с Богом: Исааку было сорок лет, когда он женился, и шестьдесят лет, когда у него родились близнецы (Быт 25:20,26). За эти двадцать лет Исаак успел повторить грех своего отца, представляя свою жену сестрой (Быт 26:9), разве что только не использовал служанку для помощи Богу, наверное потому, что уже был обрезан и носил на своем теле знамение завета.

Нет, этот завет Бога с Авраамом, а затем и с Исааком, не был односторонним. Там были требования верности и веры, соблюдения законов и проявления терпения. Только на тот момент, когда Моисей писал книгу Бытие, читатели его книги уже знали о законах Божьих, плюс в следующей книге Моисей должен был описать эти законы более полно и подробно, и потому он не счел нужным заполнять историю деталями, которые и так были понятны.

А как понять, что в Библии написано, что только Бог прошёл между животными, а в Духе пророчества, что они (Авраам и после Бог) прошли оба? После ниже в Библии написано, что Авраам сам сделал жертвенник, а в Духе пророчества, что Авраам и Исаак вместе?

В самой Библии подобных ситуаций не мало. Например в параллельных местах Евангелий, где разное число исцеленных, разная последовательность событий, разное участие. Это вполне нормально и не требует подозрительности.

В случае с рассеченными животными, не говоря о том, что это традиция двустороннего договора, даже чтобы отгонять хищных птиц, Авраам неоднократно проходил между животными. В случае с жертвенником, я просто не могу себе представить, чтобы старый отец таскал камни, а Исаак просто стоял в стороне и наблюдал. Но есть такое понятие у царей, правителей и начальствующих: Я сделал…. руками своих подчиненных. Так, например, Навуходоносор говорил, что построил Вавилон, хотя маловероятно, чтобы он сам тащил хотя бы один камень.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *