0

Что не так со вторым храмом?

Почему не исполнились пророчества о Втором храме? Танах содержит ряд пророчеств о Втором Храме, его величии и будущем влиянии Израильского (в реальности Иудейского) царства — духовном, политическом, социальном, экономическом и прочем. Тем не менее, Храм Зоровавеля был не только не настолько велик, как его видел Иезекииль, но, кажется, уступал в размерах и величии Храму Соломона. 

Есть ряд мнений, почему эти пророчества не исполнились. Ключевое — что Израиль не оказался достоин, «не искоренил грех».  Важный текст, на который ссылаются последователи этой точки зрения, в частности, таков: 
Дан.9:24 Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
То есть после вавилонского плена для Израиля «включался счетчик благодати». Либо он решал вопрос — преступление покрывал, грехи запечатывал и беззакония заглаживал, приводил вечную правду», либо всё — случалось непоправимое. 
Но ведь ранее Израиль переживал периоды политического величия, хотя никогда не расставался с идолами? И даже Давид, кажется, с ними находился как минимум в опасном соседстве (взять хотя бы некую статую размером с мужскую фигуру в его собственной спальне — 1Цар.19:13-16). 
А после вавилонского плена была действительно произведена реформация. Идолы отныне были вне закона, Тора действительно стала основой повседневной жизни возвратившихся в землю Израилеву иудеев (см. книги Ездры и Неемии). Как минимум видимым образом иудаизм отказался от попыток поклоняться иным богам, перестал изображать Яхве и навел порядок в ряде социальных вопросов. 

В чем же дело?

Проблема в первую очередь заключается в смещении акцентов. Чтобы пояснить Писанием, приведу ответ Христа на другой вопрос, но содержащий подобную же проблему, хотя и говорящий на другую тему:

Мат 23:15-22: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: «если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен». Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: «если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен». Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.»

Я поместил здесь большой отрывок, с контекстном, чтобы можно было увидеть сдвиг акцента с действительно важного для вечной жизни на нечто не важное для вечности, но важное для отдельного взятого амбициозного человека.

«…клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;…»

Что важнее, храм или Живущий в нём?

Давайте посмотрим на храм Зоровавеля:

Агг 2:1-7: «В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка: скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа: кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь, ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф.»

Обратим внимание в этом тексте на слова о сравнении храма Зоровавеля с храмом Соломона:

«…кто остался между вами, который видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?…»

Да, храм Зоровавеля был куда меньшим чем храм Соломона и по размерам, и по отделке, и по наполнению — там уже не было ковчега. Но это связано не с наличием или отсутствием идолопоклонства в народе. Это тоже важно, но есть более важная причина: КТО Тот, Живущий в этом храме?

Смотрим далее в процитированном тексте от Аггея:

«…и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою,…»

Христос впоследствии говорил иудеям:

Мат 12:6: «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;»

Христос — это Тот, Желаемый всеми народами. Это Тот, Живущий в этом храме:

Лук 2:45-50: «и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов.»

Иисус с самого отрочества Своего понимал, что храм принадлежит Его Отцу, а значит это и Его жилище. Однако этого не поняли не только родители Его, но и те учителя народа  с которыми отрок Иисус общался в храме. Я не буду напоминать все противодействия иудеев Иисусу, но процитирую ещё одни слова Христа:

Мат 23:37-39; 24:1-2: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!» И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено.»

Иудеи не поклонялись идолам, однако и Христа они не приняли. Тора стала основой повседневной жизни? Скорее не Тора, а Талмуд — предания старцев, учения человеческие, отменяющие заповеди Божьи. Потому иудеи не распознали Агнца Божьего, пришедшего в храм Зоровавеля.

Христос был в храме, пытался очищать его, изгоняя торговцев из него. Не подействовало. А ведь всё могло быть иначе, если бы Иудеи признали Христа. Они бы стали царством священников (Исх 19:6), но теперь всё это для них потеряно.

И ещё один момент, связанный с храмом. Иисус сказал: не останется камня на камне! Храм непременно должен был быть разрушен, потому что он преграждал Христу путь в небесное святилище:

Евр 9:8: «Сим Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния.»

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *