0

Духи праведников, достигшие совершенства

«Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.» (Евр 12:22-24)


Это интересный текст, в стиле апостола Павла, у которого есть нечто неудобовразумительное, но также и в стиле апостола Павла, который начинает говорить об одном, потом переходит на другое, а с другого на третье, а потом возвращается к первому, чтобы снова вспомнить третье… потому Павла нельзя толковать по вырванным фразам. Это как о законе в Римлянам — вызванные фразы могут быть прямо противоположными по смыслу, но только в целом картина предстаёт полной.

Итак, нам нужно читать не только одну фразу из Евр 12:23, и даже не только один стих, но весь отрывок Евр 12:12-29, но при этом иметь в поле зрения и все остальные тексты Послания к евреям. Давайте посмотрим:

«Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами. Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: «если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою)»; и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете». Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо». Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое. Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огонь поядающий.»

Евр 12:12-29

Для начала посмотрим, что в этом отрывке, о чем вообще идёт речь?

Помним, что это уже завершение Послания. Это — предпоследняя глава. До этого отрывка у нас было 240 стихов, и после него осталось последних 25 стихов. Так что это часть заключительных выводов из всего Послания.

  • Стихи 12-16 начинаются со слова «итак», что означает вывод из предыдущего. И эти тексты содержат пожелания, какими должны быть читатели Послания, и какими быть не должны.
  • Стих 17 — образец того, как Павел отклоняется от темы для пояснения упрмянутого Исава. Это очень короткое отклонение, но наглядное. В других местах Павел отклоняется гораздо больше.
  • Стихи 18-19 поясняют основание или причину того пожелания, которое началось в стихе 12, хотя вроде бы и нет какого-то связующего слова. Тем не менее, сама последовательность содержания показывает это.
  • Стихи 20-21 опять представляют отступление от темы, чтобы пояснить стих 18 и первую фразу стиха 19.
  • Стихи 22-24 продолжают начатое в стихе 18 перечисление, к чему они приступили. Мы эту часть будем рассматривать более детально позже.
  • Стих 25 первая часть — продолжение пожеланий, ранее представленных в стихах 12-16. Мы не можем рассматривать эту часть в отрыве от стиха 16 и ранее. А это значит, что стихи 18-24 являются отдельным отступлением внутри отрывка 12-25 и дальше вплоть до стиха 29 и даже включая 13 главу, где пожелания продолжаются.

То есть, здесь мы видим образец «матрёшки»: мы имеем текст А, который начинается с Евр 12:12 и тянется до самого конце главы и дальше продолжается в 13-главе. Этот текст А сам является выводом из предыдущего текста, потому он уже не самостоятельный, не независимый. В тексте А имеются вставки-отступления: текст Б — ст 17, затем текст В — ст 18-24, внутри текста В имеется своя вставка Г — стихи 20-21, после которых идёт возврат к тексту В, а со стиха идёт возврат к тексту А. Но на этом вставки не кончаются: С середины стиха 25 начинается текст Б1, стих 27 — это текст В1, а стих 28 — возврат к тексту А…

Нам нужно понять эту структуру, чтобы увидеть движение мысли апостола Павла, без чего не сможем понять интересующую нас фразу.

Итак, фраза «приступили к духам праведников, достигших совершенства», является частью пояснительной вставки в пожелания апостола, какими должны быть читатели Послания. Нам сейчас нужно рассмотреть всю эту пояснительную вставку, памятуя, что это часть пожелания, какими должны быть читатели.

Стихи 18-24 показывают положение читателей в тот момент, когда апостол высказывает заключительные пожелания: Они приступили к…

Это означает, что они ТОЛЬКО ЧТО подошли, были представлены всему тому, к чему приступили. И действительно, там перечисляются ключевые моменты из всего Послания к евреям, ведь это вывод из него.

Перечислим их и проследим их взаимосвязь с текстом Послания:

  • вы приступили не к осязаемой горе (Синай) (ст 18), а к [небесной] горе Сион (ст 22). Это напоминает, что Павел отталкивается от земной скинии, данной на Синае, и показывает служение Христа в небесной скинии, оригинальной, нерукотворной, которая находится на горе Божьей, на Сионе.
  • к небесному Иерусалиму. Это напоминание о том покое, в который стремились войти евреи (гл 3-4), и о том городе, имеющем основание, которого ожидал Авраам (гл 11).
  • к тьмам ангелов. Это напоминает тех ангелов, которые должны были поклониться воскресшему Христу после Его рождения от Голгофской смерти (гл 1).
  • к торжествующему собору. Это торжество победы, с которого начинается Послание к евреям.
  • к церкви первенцев. Это только подразумевается в Послании к евреям, но полностью раскрыто в 1Кор 15:20-23 и Кол 1:18.
  • к Судии всех Богу. Евр 9 и 10 главы упоминают Божий суд.
  • к духам праведников… я сейчас пропущу этот момент, чтобы на нем акцентировать в конце, так как это суть нашего вопроса.
  • к ходатаю нового завета Иисусу. Это напоминает нам о священстве Иисуса, о Его ходатайственном служении в небесном святилище, и о новом завете, как он представлен в 8 главе.
  • к Крови кропления. Это напоминание об очищении небесного святилища, которое очищается кроплением кровью Христа.

Ко всему этому они приступили, потому что им только что апостол всё это представил в Послании. И это явилось основанием для тех заключительных пожеланий и наставлений, отступлением от которых является этот текст.

И вот она, интересующая нас фраза:

«Вы приступили… к духам праведников, достигших совершенства

Эту фразу мы выделили вовсе не потому, что она важнее других. На самом деле центральной и самой главной темой Послания к евреям является первосвященство Христа в небесной скинии (Евр 8:1-2). Но мы выделили эту фразу потому, что она является «твёрдым орешком» в спорах между адвентистами и прочими христианами относительно состояния умерших. Говорит ли этот текст о том, что где-то на небесах, на горе Сион, обитают духи праведников, умерших людей и попавших в рай?

Мы знаем, что говорит Писание о духе и душе человека. Не стану даже повторять, что верящие в бессмертие души постоянно смешивают душу с духом, практически не различия их, и делая их взаимозаменяемыми синонимами, что уже само по себе ломает всё их учение о бессмертии души. Я не стану здесь, как апостол Павел говорил в этом же Послании, «снова полагать основание… учению… о воскресении мёртвых и о суде вечном. И это сделаем, если Бог позволит.» (Евр 6:1-3). Это сделаем, если понадобится. А пока я только напомню, что когда апостол Павел в своих посланиях говорит о духе, душе и теле во всей целости, и когда он говорит о духовном, душевном и плотском, то под плотью или телом он подразумевает пять чувств человека — зрение, слух, вкус, обоняние и осязание, и плотской человек — это тот, который движим этими чувствами. Душа у апостола — это эмоции, и соответственно душевный человек движим эмоциями. Дух — это разум, и духовный человек всё в своём служении контролирует разумом. Это легко проследить, сопоставив параллельные тексты в посланиях Павла, но этого тоже мы сейчас делать не будем. Если это понадобится подтвердить, то можно будет уделить этому немного времени позже.

Мы уже заметили, что все остальные пункты в описании, к чему приступили читатели Послания к евреям, напоминают о разных моментах, упомянутых ранее в этом Послании. Потому и «духи праведников, достигших совершенства», тоже должны отсылать к какому-то тексту или эпизоду в этом же Послании.

И вот здесь я обращаю внимание на словосочетание «достигших совершенства». Оказывается, это словосочетание уже встречалось ранее, буквально в предыдущей главе, но… в не совершенном пока ещё виде:

«И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.»

Евр 11:39-40

Да, это та же самая фраза и в русском переводе, и в греческом оригинале. Но суть в том, что эти праведники, которых довольно много перечислено и упомянуто в 11-й главе, на самом деле, ещё не достигли того совершенства, о котором говорится в 12-й главе как уже достигших. Есть ли здесь несоответствие или противоречие?

Ответ именно в «духах». Сами люди совершенства не достигли, потому что они ещё не воскресли нетленными. О воскресении из мёртвых упоминается в этой же 11-й главе, как о вере некоторых из этих праведников. Также об учении о воскресении мёртвых апостол Павел упоминает в 6-й главе как о началах учения, и говорит больше в 1Кор 15 гл, где говорит Также о первенцах из мёртвых. Это — известное учение Христа. Это воскресение будет в конце, в последний день, при пришествии Христа, вместе со всеми — потому сказано, что они не без нас достигнут этого совершенства. А вот их духи…

Слово «дух» на русском, и на греческом, и на еврейском, и на других языках, имеет несколько значений. Мы уже упоминали разум. Но ещё есть и дыхание, и характер. О дыхании жизни, которое возвращается к Богу в момент смерти, мы знаем из Писания — оно не несёт в себе никакой личностной информации, потому что в тот момент исчезают все помышления и все эмоции, и чувства. Дыхание не может быть совершенным или не совершенным — оно либо есть, либо его нет. А вот характер — да. Характер совершенствуется. И именно он должен достичь совершенства, а когда человек умер, то уже никаких изменений в его характере быть не может.

С чего начинается 12-я глава? С призыва следовать примеру тех героев веры, что перечислены перед этим. Как мы можем следовать их примеру? Подражая их характеру, конечно же. Их характер уже достиг совершенства, хотя сами они ещё нет — они ещё не воскресли нетленными. А характер — это дух человека. Вот к этому мы и приступили помимо всего прочего, к характерам, достигшим совершенства, а не к самим праведникам, которые достигнут совершенства только одновременно с нами.

Это, как уже было отмечено, не является самым главным в Послании к евреям, но мы уделили ему так много времени, потому что кто-то пытается ухватиться за этот текст как за последнюю соломинку, отстаивая учение бессмертия души. Увы, это их не спасёт — в Библии просто не существует такого учения.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *