Имел ли Авраам Десять заповедей? Что пишет апостол Павел? Закон дан после, по причине преступлений (Гал 3:19; Рим 5:20). Мы не можем сравнивать условия Авраама и условия того же Соломона, например.
Авраам имел вторую жену? Это было прелюбодеяние? Прелюбодеяние — это грех против своего супруга или супруги, равно как и грех против супруга или супруги того, с кем прелюбодеяние совершается. То есть, для наличия прелюбодеяния необходимо, чтобы как минимум один из участников греха состоял в законном браке с кем-то ещё. Но смотрим на Авраама: Сара сама предложила Авраму свою служанку — Быт 16:2. Агарь не имела своего мужа, против которого был бы совершен грех; равно и против Сары греха не было, потому что это было её желание. Более того, Сара рассматривала сына Агари как своего сына. И у нас нет основания утверждать, что Аврам продолжал сожительствовать с Агарью после рождения Измаила — это могло быть разовое действие для рождения сына для Сары. Потому такое действие тогда не могло считаться прелюбодеянием, хотя оно и не соответствовало первоначальному Божьему плану о семье.
Иаков имел четыре жены? Нет, он имел только две, у которых были свои служанки. То, что у Иакова было две жены, это была не его прихоть, а действие его тестя Лавана, который поступал по принципу своей местности. Что касается двух других женщин, то вначале Рахиль поступила точно так же, как Сара — предложила Иакову свою служанку, чтобы иметь СЕБЕ детей от своей служанки. Да, после этого и Лия пошла по тому же пути ради соревнования за любовь Иакова, но это уже другая история со своими уроками.
Давид: История многих женщин Давида описана в 1Цар 25:40-44. С чего все началось? С того, что Саул обещал свою дочь Давиду, но вначале хотел дать Мерову, но отдал её другому, а потом дал Давиду Мелхолу, которую позже тоже отдал другому. То есть, сам Саул и свел, и развел Давида со своей дочерью. Потому далее мы видим Авигею и Ахиноаму — на самом деле текст Библии не ясен в отношении того, которая из этих двух женщин была у Давида первой, но можно вполне предположить, хотя последовательность в Библейском упоминании обратная, что вначале Саул отнял у Давида Мелхолу, затем Давид взял себе Ахиноаму, и только потом он взял и Авигею. Но было ли это прелюбодеянием? Это было многоженством, которое в Библии открыто не осуждается. Более того, есть даже интересное предписание закона по отношению «второй жены» — она в любом случае не должна лишаться супружеского сожития точно так же, как и пищи и крова (Исход 21:10; см ст 7-11). И это тоже не было прелюбодеянием, равно как и при законе восстановления семени брату (Втор 25:5-10). В этих действиях не было никакого прелюбодеяния, хотя и могло быть многоженство. Да, позже Давид совершал и прелюбодеяние — с Вирсавией, однако это был серьезный грех с смертным приговором.
Соломон — мы также не находим там прелюбодеяния, а только многоженство. Это было серьезным грехом и нарушением нескольких заповедей, потому что Соломон не только умножал жен, но ещё и брал язычниц (Втор 17:17; 7:3-4). Но это уже другой вопрос.
Подводя итог следует сказать, что отношения между мужчинами и женщинами в библейские времена рассматривались по-разному, и мы не должны смешивать одно с другим:
- брак, когда мужчина и женщина вступают в публичные отношения создания семьи, при котором участвуют родители и заключается брачный союз;
- наложничество, когда мужчина и женщина вступают в публичные отношения сожительства без заключения брачного союза;
- служанки и рабыни в определенных ситуациях также имели отношения с мужчинами в семье, и это регулировалось целым рядом традиций и законов;
- левиратство, то есть закон восстановления семени умершему брату, предписывал отношение со вдовой родственника вне зависимости от наличия своей семьи;
- многоженство, когда мужчина берет вторую жену так же публично и официально, как и первую;
- блуд, когда в интимные отношения вступают двое не связанные иными брачными обязательствами с другими людьми, причем их отношения не направлены на постоянное сожительство;
- прелюбодеяние, когда хотя бы одна из сторон связана либо законным браком, либо обручением с кем либо третьим.
Из всех этих видов отношений только прелюбодеяние было тяжким грехом, наказывавшимся смертью. Остальные действия либо грехом не считались, либо рассматривались как менее тяжкое преступление.