10

Темперамент и Христос: Совместимы ли психология и Библия?

Некто опубликовал в соцсетях свое мнение на этот счет, и меня попросили дать критический анализ этой публикации. Я не знаю, кто публиковал, и чьи это мысли, потому публикую здесь в таком виде, в каком мне его переслали.

ТЕМПЕРАМЕНТЫ — Я ПОЧЕМУ ТАКОЙ ЗЛОЙ БЫЛ?
Преподавая библейское душепопечение, мы иногда указываем на ошибочность психологических теорий и ярлыков. И часто слышим такой, например, вопрос: А что плохого в теории темпераментов? Разве не правда, что люди отличаются друг от друга по характеру? Коротко объясню, в чем ошибочность и даже опасность «темпераментов».
Необходимо понять разницу между произвольными описательными ярлыками и тем, что предлагается в качестве ПРИЧИН поведения. Существуют ли различные характеры? Конечно! Только их не четыре, а бесчисленное множество. И независимо от психологии люди всегда пользовались разнообразными ярлыками для описания человеческих характеров: трудолюбивый как муравей, упрямый как осел… Сороки – болтливые, заяц – трусливый и т.д. Не было бы никаких проблем, если бы темпераменты относились к этому бесчисленному множеству характеристик и сравнений, просто ОПИСЫВАЮЩИХ поведение человека.
Но темпераменты навязываются не просто как описательные ярлыки. Психология учит, будто темперамент является некой неотъемлемой внутренней реальностью души человека, и следовательно – ПРИЧИНОЙ поведения. Перефразируя Печкина, «Я почему раньше такой раздражительный был? Потому что я холерик!» Или: «я почему такой трусливый? Потому что я – заяц», воспринимая «зайца» не просто как описание своего поведения, а как неподвластную мне внутреннюю причину моей трусости. О причинах своего муравьиного, а тем более – свинского поведения никто всерьез так не думает. А вот греческие названия темпераментов звучат по-научному, и люди действительно верят, что «флегматичность» неизбежно заставляет лениться, а «меланхоличность» — испытывать уныние.
Здесь кроется одно из главных противоречий между человеческими теориями (Кол. 2:8) и Божьим словом, которое проникает в самые глубины человеческой души и дает самые точные объяснения нашей мотивации (Евр. 4:12). Почему я веду себя так, как веду? Что мною движет? Мое поведение ВСЕГДА является проявлением ценностей моего сердца (Мф. 6:21 и Лука 6:43-45). Почему я раздражаюсь и конфликтую? Не потому, что холерик, а потому что не проявляю такой плод Духа как самоконтроль (Гал. 5:23) и сражаюсь за свои неумеренные желания, вместо того чтобы искать Божьей воли (Иаков 4:1-8). Почему я ленивый? Не потому, что флегматик, а потому что комфорт и удовольствия мне дороже, чем исполнение Божьего призвания и служение ближним.
В этом и заключается главная ошибка и вред теории темпераментов – она уводит людей от библейского понимания ПРИЧИН нашего поведения, предлагая ошибочные объяснения. В результате, вместо того чтобы по-библейски вникать в свое сердце (Пс. 138:23-24, 1 Тим. 4:16) и изменяться в совершенный образ Христов, верующие принимают свой «темперамент» как неподвластную им неизменную данность и оправдывают этим греховные чувства, слова и действия. Вместо того, чтобы христианскому коллективу возрастать в любви, терпении, снисхождении, единодушии и прощении, нас учат «подбирать команду» на основании темпераментов.
Разве Библия умалчивает о наших различиях? Нет, Писание подтверждает разнообразие наших наклонностей и, в каком-то смысле, типов личности, например, говоря о различных духовных дарах. Но, во-первых, их разнообразие не ограничено схемкой из четырех квадратиков. А главное – различие даров не освобождает КАЖДОГО от обязанности проявлять ВСЕ качества любви и плоды Святого Духа: любовь, долготерпение, милосердие, самоконтроль, кротость, доброту, служение, самопожертвование и т.д. Обладание разными дарами не отменяет главный закон библейской психологии: наше поведение всегда определяется желаниями нашего сердца, и мы всегда ответственны за него (Пр. 4:23).
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем…» (Кол. 2:8-10).

Вот такую публикацию мне переслали. И вот мой ответ, не на саму публикацию, а просившему проанализировать эту публикацию:

Очень важно не впадать в крайности. Это относится ко многим вопросам, в том числе и к этому.

У мирской психологии есть одна серьезная проблема: Она изучает характер человека, но при этом никак не помогает исправлять или улучшать сам характер. Психология принимает человека таким, как есть, и учит нас принимать других такими, как они есть — это отчасти хорошо, потому что Христос тоже принимает нас такими, как мы есть. Но вот следующий шаг Христа — преобразовывать и усовершенствовать человека, и вот здесь психология встает на пути и говорит, что изменить ничего нельзя! Бог говорит, что менять можно и нужно, а психология утверждает, что менять невозможно и нельзя. И в этом проблема психологии. Не единственная проблема, потому что психология всё же пытается что-то менять и на что-то влиять, но уже методами, которые Бог запрещает: Гипноз, НЛП и разные оккультные практики, ранее объявляемые не научными, находят свой путь именно через психологию.

Вернемся к темпераменту. Верно, что типов темперамента не четыре, а бесчисленное множество. Но всякое изучение начинается с классификации. Классификация нужна везде для создания порядка. Музыка со всеми своими миллионами гармоний основывается на семи звуках; миллионы цветовых оттенков и гам основаны на семи базовых цветах радуги, которые в свою очередь могут быть созданы на основе наборов из трех цветов — красный зеленый синий (экран телевизора или компьютера) или голубой малиновый желтый (полноцветная печать на бумаге); все животные и растения подвергаются классификации по семействам, родам, видам; библиотечные каталоги классифицируются по названию и по автору; и так далее. Изучение человека, его характера, поведения — тоже требует базовой классификации. И четыре базовых темперамента успешно справляются с этой «психологической музыкой» или «психологической радугой». Мы проходим тест по этим четырем направлениям, выявляем их процентное соотношение, выделяем приоритетное направление, и в результате такого исследования понимаем и себя, и своего ближнего. А поняв, находим пути к общению даже там, где, казалось бы, общение построить никак не возможно. Всё! Психология сделал свое дело.

А дальше наступает очередь религии: Выявив сильные и слабые стороны характера человека, нам следует не останавливаться и не дрейфовать по течению, а трудиться над изменением характера. Это работа, которую сам человек сделать не сможет, только в сотрудничестве с Богом.

Есть лирики и физики. Могут ли они измениться? Психология утверждает, что нет, но жизни показывает, что да. Есть совы и жаворонки. Могут ли они измениться? Опять таки, психология говорит, что нет, а Господь может сделать всё. То же самое и с темпераментами и со всем остальным в характере человека.

Что же нам делать? Выбрасывать классификацию темпераментов? Нет, потому что это, пусть и не идеальный, но удобный инструмент для выявления сильных и слабых сторон характера человека. Но это только инструмент диагностики. А дальше нужен другой инструмент — для ремонта и исправления. И это — Христос. А может мы можем обойтись и без психологии и без теории темпераментов? Можем. Человечество веками жило без психологии. Это как в других областях: Можем ли мы обойтись без самолетов и автомобилей? Можем, человечество веками жило без них. И без радио и телевидения, и без телефона и интернета, и ещё без многого другого, даже без электричества. Но все эти современные открытия и изобретения позволяют нам делать то же быстрее и лучше с гораздо меньшими затратами сил и ресурсов. Почему бы нам ими не пользоваться для блага? Да, есть консервативные аскетические религии, отказывающиеся от современных достижений цивилизации: Есть, например, амиши, которые до сих пор используют только лошадей и повозки, но не автомобили. Мы хотим стать такими же в вопросах познания характера человека? Думаем, что это спасет нас от заблуждений и ошибок? Не уверен.

Итак, крайности смертельно опасны. Нужно избегать крайностей в любых вопросах, в том числе и в психологии. Да, психология имеет серьезные проблемы, но это вовсе не означает, что мы не можем воспользоваться некоторыми удобными инструментами психологии в нашем следовании за Христом. Главное — не уклониться в другую крайность, и не пытаться сделать всю психологию христианской — не получится. По своей сути мирская психология отвергает Христа.

Vasily

10 Comments

  1. Вы не изучили вопрос, а уже сделали выводы. Для начала, темперамент – это тип нервной системы, который определяет «характер поведения» человека: радостный, спокойный, вспыльчивый, ранимый. И это не черты «характера» как вы говорите, это особенность нервной системы, которая даётся человеку от рождения.

    • Благодарю, Евгений, за поправку. Если уж быть абсолютно точным, то «Темпера́мент (лат. temperamentum — «соразмерность», «надлежащее соотношение частей») — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности.» Так Википедия цитирует авторитетные словари и энциклопедии. Так что это даже и не тип нервной системы. Однако я говорю для простых людей, а не для ученых, для которых сказать «тип нервной системы» вместо «тип нервной деятельности» — уже непростительная ошибка, не говоря уже о том, чтобы назвать этот «тип» самим темпераментом, в то время как этот «тип» является всего лишь основанием для темперамента.

  2. Данные устойчивые психические процессы это непосредственно процессы ЦНС. Которые являются соотношением нейромедиаторов в организме человека. И это можно корректировать медикаментозно. Совокупность гормонов в организме прямо влияет на поведение и психические реакции. Да эта система устойчива, но ее можно перестраивать, и менять. Как и поведение человека. Получается если можно начать чувствовать и вести себя по другому только лишь приняв 1 таблетку (нейролептик), значит реактивное поведение человека больше определяет именно его ЦНС и процессы в мозге. Религия направлена на то, чтобы человек учился управлять своей волей, потому что именно воля определяет какие мы. Воля не является плотью, и там, в бестелесном пространстве, где нет плоти мы совсем другие. Наша воля и к чему мы стремились — определяют нас. Воля это то, что нужно в себе менять и воспитывать.

    • Спасибо, Евгений! Пытался вникнуть в Ваш комментарий, но понял лишь одно: В бестелесном пространстве, там, где нет плоти, нет и нас, нет и человека. Об этом бестелесном пространстве учат некоторые религии, но это не соответствует учению Библии. А исходя из написанного Вами, если я правильно Вас понял, всё, что относится к плоти, не имеет значения в духовной жизни, так? Если именно это Вы хотели сказать, то именно такому желает нас научить сатана. Он прекрасно знает, что живущие по плоти не могут наследовать ничего, кроме гнева. Потому и подбрасывает людям подобные теории. И даже в отношении воли — да, ее нужно менять, но без Бога это сделать невозможно. С Богом самый безвольный человек может наследовать спасение, а без Бога самый волевой может погибнуть.

  3. Ничего вы не поняли. Я имел ввиду то, что на плоть можно влиять не только духовно но и физически и химически. Есть альтернативная «духовность» о которой писал Савва Мажукко, к ней относится и дисциплина и медицина и этика и так далее. Из того что писал я имелось ввиду: что органическое тело имеет свои ресурсы и истощаемость, вы устали, переутлмились, приболели — и появилась гневливость, раздражение, злость, уныние и так далее. А за пределами плотского мира, что называется в Библии «царство моë не от мира с его». Там плоть не отягощает душу и дух, и человек себя совершенно по другому чувствует, там есть лёгкость, и полное отсутствие телесных физических плотских страстей. Тело — страстное, душа — нет. А вы тут сатану приписываете, вы случайно не помешаны на духах? Прочитал аж вздрогнул.

    • А кто такой Савва Мажукко? Он что, истина в последней инстанции? Вы можете вздрагивать, но сатана может использовать кого угодно и как угодно, чтобы проталкивать спиритизм и учение о бессмертии души — свою самую первую ложь: «нет, не умрёте» (Быт 3:4). Потому, если Савва Мажукко исповедует учение о бессмертии души и свое учение основывает на нём, то его «альтернативная» духовность никак не будет от Христа. Это однозначно. Нет, я не помешан на духах, но я прекрасно осознаю ту великую борьбу, которую ведёт сатана против истины Божьей.

  4. А относительно темпераментов это имеет тоже немаловажную роль, то как устроена нервная система, какие импульсы посылает головному мозгу и какие гормоны выделяются очень сильно сказывается на темпераменте. Темперамент это устойчивость нервной системы, либо она склонна к раздражению, либо к положительным эмоциям, либо на нейтральные чувства, или же на чувство печали. Это всё можно корректировать медикаментозно, сделав человека более спокойным или более весёлым или более энергичным вспыльчивым, это тоже писалось но вы ничего не поняли.

    • Вы серьезно? Темперамент можно корректировать медикаментозно? О влиянии наркотиков я наслышан, но даже наркотики не изменят темперамент человека. Они только временно извратят сущность наркомана. Более того, в зависимости от темперамента человека результат воздействия наркотиков в каждом индивидуальном случае будет разным. Вы перепутали местами причину и следствие.

  5. А если человека можно сделать более весёлым или более грустным или ещё каким-то приняв всего 1 таблетку это и подтверждает то, что тело влияет на душу также как и душа на тело. И иногда проблема «греховности» Может быть не духовной а плотской, человек злой и гневливый — потому что много раздражающих веществ в организме, а стоит только пролечиться и становится человек спокойным и уже не беспокоит его этот «грех»

    • Алкоголики и наркоманы тоже считают, что их действия — не грех, и это их перестает беспокоить. И сатана радуется. Вас это не заставляет вздрагивать?

Добавить комментарий для Евгений Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *