В Писаниях ясно говорится о том, что ношение драгоценностей противоречит воле Божьей.
Церковное Руководство АСД, 1990, стр. 118
…Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота…
Бытие 24:22
Почему христиане не носят украшений? Почему нельзя краситься? Почему мы не можем одеваться по последней моде? Что плохого во всем этом? Разве Бог не хочет, чтобы мы выглядели красиво? Да и вообще, где Библия говорит о том, что все это плохо? Да, Елена Уайт в книгах Духа Пророчества говорит об этом довольно много, но разве мы не должны все сравнивать со Священным Писанием? А известные нам стихи из Евангелия (1 Петра 3:3-4 и 1 Тимофею 2:9-10) хотя и негативно высказываются об украшениях, но тем не менее не запрещают их, а только противопоставляют более высоким ценностям. Так что всем нам уже достаточно «необоснованных» заявлений; хватит, пора жить как все люди…
Такие вопросы задают не только молодые (как по возрасту, так и по духовному опыту) адвентисты, но подчас их можно услышать даже от служителей церкви. А сколько соблазнов исходит от заезжих гостей, прибывших к нам из более развитого в богословских вопросах Запада!
«…снимите с себя украшения свои…»
Очень часть Господь останавливает нас на нашем пути для того, чтобы направить нас на более верный путь. Так было и в жизни Иакова, когда он возвращался от Лавана. В то время он остановился близ Сихема и совершил генеральную уборку в своей семье (Бытие 35:2-4). Интересно, что на приглашение выбросить всех богов чужих, все бывшие в доме Иакова поснимали с себя и серьги. Заставлял ли Иаков их сделать это? Какое отношение имеют серьги к чужим богам?
Народ Израильский, как мы знаем, был достаточно непокорным Богу, за что Господь не раз наказывал его и водил по пустыне долгих сорок лет вместо каких-то сорока дней. Мы также вряд ли можем похвалиться своим послушанием, но давайте обратим внимание на одно событие в жизни Израиля. В пустыне Моисей приготовляет народ к встрече с Господом. И здесь Господь заявляет, что Сам Он не может быть с народом Израиля по причине их упорства (Исход 33:3). Вы можете себе представить, как это плохо лишаться Божьих благословений и Его присутствия. В свое время семья Иакова благодаря своему очищению обрела дополнительную Божью защиту так, что страх от Господа объял все окружавшие их народы (Бытие 35:5). Какое же это было горе для Израиля сейчас остаться без присутствия Господа! Но выход из данной ситуации был, хотя и весьма неожиданный (неожиданный скорее для нас, нежели для них).
Через Моисея Господь передает израильтянам следующее условие: «Вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю что Мне делать с вами» (Исход 33:4-6).
Это кажется нам довольно странным, когда любящий и милующий Господь, готовый простить любые наши грехи, принимающий нас такими, какие мы есть, вдруг выставляет условие для Своего присутствия с нами в такой, казалось бы, мелочи, как простые украшения. Да, будучи послушными христианами мы давно уже привыкли не задавать вопросов Господу по поводу Его требований, но к сожалению нынешнее поколение не таково. Мы желаем знать «Почему?» иначе мы не можем принять такое «законническое» требование со стороны Бога и Церкви.
Так почему же эти безобидные серьги, кольца, браслеты и прочие украшения так мешают Богу присутствовать с нами? Давайте найдем по крайней мере пять библейских причин для этого.
а действительно ли Он мудрый Творец?
Однажды к моим знакомым по торжественному случаю зашел их хороший друг, известный художник. Он принес им в подарок прекрасную картину. Спустя некоторое время художник вернулся и застал своих друзей за странным занятием: Взяв банку «краски масляной для наружных и внутренних работ» и большую малярную кисть они подкрашивали подаренную им картину, поправляя «недоделки» художника… Интересно, как бы Вы повели себя на его месте?
Несколько раньше другой великий Художник, закончив Свое творение, передал его нам. Он оценил эту работу словами: «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Но мы почему-то решили, что не все творение было весьма хорошо. Возьмем, например, женщину. Видите ли, она красива, вот только… ногти у нее должны бы быть красного цвета, губы несколько поярче, вокруг глаз у нее должны бы быть синяки, а уши должны бы заканчиваться золотыми висюльками. И как это мудрый Творец оказался таким недалеким в искусстве? Вероятно, нам стоит поправить Его…
Я утрирую? Нисколько. Но даже если вы не видите в этом какого-либо греха, (а для меня это звучит как пренебрежение первыми четырьмя заповедями) то давайте рассмотрим следующий фактор.
символ и признак идолопоклонства
Почти все библейские тексты, говорящие об украшениях и косметике, прямо или косвенно связывают их с идолопоклонством. И если есть такие стихи, в которых эта связь не прослеживается, то это те, которые просто упоминают факт использования их, не давая конкретной оценки самому факту. Судите сами:
О косметике говорят нам только два стиха. «Иезавель же, получив весть, нарумянила лице свое, и украсила голову свою, и глядела в окно» (4 Царств 9:30). «А ты, опустошенная, что станешь делать? Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя; презрели тебя любовники — они ищут души твоей» (Иеремия 4:30).
Первый из этих текстов описывает Иезавель, ту, которая ввела Израиль в идолопоклонство. Причем это описание дано в контексте печальных событий вокруг виноградника Навуфея. Второй текст относится к описанию отступничества Израиля, представленного в виде духовного блудодеяния. О том же говорит и пророк Осия: «И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсивши себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь» (Осия 2:13).
Стоит также процитировать и следующие стихи из книги пророка Исаии: «И сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны, и ходят подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью, и гремят цепочками на ногах, оголит Господь темя дочерей Сиона, и обнажит Господь срамоту их. В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, и опахала, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос плешь, и вместо широкой епанчи узкое вретище, вместо красоты клеймо» (Исаия 3:16-23).
И если хотите принять, то Библия может кое-что сказать и в отношении выщипывания бровей, хотя в древности это, похоже совершалось несколько с иной целью. «Не делайте нарезов на теле вашем, и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем» (Второзаконие 14:1).
Да, все это было атрибутами языческого идолопоклонства. И даже если однажды, при выходе из Египта, «сыны Израилевы по слову Моисея… просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд» (Исход 12:35), то это, конечно же, было сделано для того, чтобы впоследствии народ мог жертвовать на построение скинии (Исход 35:21-22), а вовсе не для того, чтобы вылить из них золотого тельца (Исход 32:2-4).
…буду подобен Всевышнему
Почему же именно украшения явились символом идолопоклонства и отступления от Бога? Почему именно они мешали Господу быть со Своим народом в пустыне у Синая? Возможно следующие исследования помогут нам ответить на это.
В Священном Писании мы можем найти только две личности, которым Господь предназначил украшения в виде драгоценных камней и золота. Первым из них был Люцифер. О нем мы читаем: «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней» (Иезекииль 28:13-14). Вторым был Аарон, первосвященник в Израиле. Описание его одежды подробно представлено в Исход 28:4-39. Ему также полагались драгоценные камни и золотые гнезда, цепочки, позвонки и яблоки. Все это было необходимо «для славы и благолепия… когда будет он входить во святилище пред лице Господне» (Исход 28:2,30).
Сравнивая эти две личности, мы видим, что они были самыми приближенными к Богу из среды подобных себе. Они занимали наивысшее положение после Самого Бога и драгоценные украшения их отражали частицу той славы, которая принадлежала одному только Богу. Обратите внимание, как пророки описывали Божью славу в своих видениях: «…подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола как бы подобие человека вверху на нем. И видел я как бы пылающий металл, как бы вид огня внутри его вокруг…» (Иезекииль 1:26-28); «И Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откровение 4:3).
Но Люцифер не довольствовался славой, которую дал ему Творец. Он возмечтал быть подобным Всевышнему (Исаия 14:14), а затем подобное желание зародил и в человеке, пообещав сделать их подобными богам (Бытие 3:5). Именно это стремление поставить себя наравне с Богом и выразилось в посягательстве на атрибуты, присущие только Божеству и приближенным к Нему личностям. И потому ношение украшений явилось символом восстания против Бога и идолопоклонства.
первосвященник и судные дни
Но разве не сказал Господь, что мы, христиане, являемся царями и священниками? Да, но не первосвященниками. Первосвященник у нас один — Христос. Но даже и помимо того, позвольте мне напомнить вам, адвентистам, что мы живем во дни суда. И когда я читаю о судном дне в Израиле, я нахожу: «Вот с чем должен входить Аарон во святилище:.. священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды» (Левит 16:3-4). А где же его ефод с драгоценными камнями? А где расшитая золотом с цепочками, колокольчиками и подвесками пурпурно- голубая шерстяная одежда? Где его шерстяной кидар с золотой табличкой? Увы, в судный день он этим не пользовался.
Мы не ставим своей целью узнать, почему Господь решил позволить человеку одно и запретить другое; мы не ищем ответа, что же плохого в драгоценностях. Но увидев, что драгоценные украшения являются атрибутами только Божества и Его близкого окружения, мы тут же замечаем, что в судные дни первосвященник символизировал собою Иисуса Христа, пришедшего в наш мир в виде человека пострадать за нас и, как нам сообщает Дух Пророчества, постоянно сохраняющего человеческий облик даже и сейчас на небе, где Он продолжает Свое искупительное первосвященническое служение. Таким образом это дополняет сказанное в предыдущей части.
Помимо этого, в судные дни все Израильтяне должны были «смирять свои души» (Левит 16:29). Библия не совсем расшифровывает значение этой фразы, но традиционный Иудаизм понимает под смирением воздержание от вина, танцев, увеселений, пышных ярких нарядов, украшений и угождения своим прихотям. Хорошо бы и нам в дни суда смирять себя подобным образом…
если кто разорит Храм Божий…
Как Адвентисты Седьмого Дня, мы проповедуем важную весть из Слова Божьего — весть о здоровье. «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Коринфянам 3:16-17).
Стоит ли мне напоминать вам о том, насколько больше вреда чем пользы приносит косметика? Напомню только пару факторов, а остальные вы сможете найти сами при желании. Подумайте о тех вредных химических элементах, которые содержатся в губной помаде, в различных красках и кремах. А как может дышать ваша кожа, когда все поры закрыты толстым слоем «штукатурки»? Сравните губы у тех женщин, которые до старости лет никогда не использовали помаду и у девушек, которые злоупотребляют ею — сравнение будет не в пользу последних. Буквально после недолгого употребления помады губы покрываются совсем неприглядными морщинами, которые не в состоянии скрыть даже самый нежный цвет помады. А кожа, которая становится жесткой и дряблой от постоянного использования кремов и пудр? А что можно сказать о кровообращении в пальцах, стянутых обручами колец? Я не знаю, какое влияние оказывает золото на ваше тело, но то, что проколы в ушах навсегда изменяют характер человека, а иногда могут привести и к необратимой потере здоровья — это является фактом. И вся причина в том, что мочки нашего уха пронизаны множеством нервных рецепторов…
подведем итог?
Итак, вот те пять библейских причин, почему адвентисты не используют украшения и косметику:
Употребление ювелирных украшений (в том числе и пластмассовых), косметики, помады, красок и других форм украшений, для истинного христианина и адвентиста является:
- — отрицанием чувства красоты и вкуса Творца;
- — идолопоклонством;
- — приравниванием себя Богу;
- — отрицанием вести о суде;
- — пренебрежением своим здоровьем.
И хотите еще? Откроем любимую адвентистами книгу Откровения и прочитаем о двух церквях, о двух женах:
«И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей…»
Откровение 17:4
«И явилось на небе великое знамение — жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд»
Откровение 12:1
Какую из них вы хотели бы представлять? А какую вы на самом деле представляете собой?