0

Новый год в Библии

А есть ли в Библии празднование Нового года? Этот хороший вопрос мне задали сегодня, и он потребовал серьезного ответа. Да, есть, но с первого взгляда его не заметить…

Да, можно было бы обратиться к евреям, открыть Талмуд. Но кое для кого это всё не является авторитетом. Потому мы рассматриваем исключительно библейские тексты.

Новомесячие

То, что каждое Новолуние в Библейском Израиле было праздничным днем, это не подвергается сомнению.

«и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, — и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я Господь, Бог ваш.»

Чис. 10:10

Каждый первый день месяца был праздничным, соответственно и самый первый день года тоже был новомесячием, и следовательно было праздничным. Но не об этом идет речь. Был ли первый день года особенным?

Гражданский год

Кто-то спросит: А где в Библии указание на то, что было два календаря — гражданский и священный? Об этом говорят комментаторы, об этом пишут в Талмуде, об этом знает каждый еврей, но… для кого-то нужно непременно увидеть это в Библии, иначе не поверит и не признает.

Да мы сегодня можем увидеть, что евреи празднуют свой Новый год, который называют Рош Ха-Шана (букв. «голова года») — празднуют два дня подряд, два дня новолуния. Кстати, празднование двух дней новомесячия описано в 1Цар 20:27. Это явно был тот самый день Рош Ха-Шана.

«месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.»

Исх. 12:2

Это повеление было дано народу Израильскому Господом в то время, когда они готовились к исходу из Египта. Это месяц Пасхи.

«сегодня выходите вы, в месяце Авиве.»

Исх. 13:4

Сам факт того, что Господь дает повеление сделать этот месяц первым месяцем года, говорит о том, что до этого времени первым месяцем года у евреев был совершенно другой месяц. Библия не говорит, какой, но из внешних источников мы узнаем, что первым месяцем года был Тишрей, а Авив был седьмым месяцем. Ввиду того, что в году двенадцать месяцев, то теперь Авив стал первым, а Тишрей — седьмым. Кстати, в Библии нет всех названий месяцев еврейского года, но это не означает, что месяца не имели названий.

Итак, Исход 12:2 показывает, что в момент выхода евреев из Египта Господь изменил у них начало года. И дальше мы видим исчисление месяцев только по этому измененному календарю, который мы назовем «священным годом». Мы назовем его так, потому что под таким названием он известен во внебиблейских источниках.

Священный год

Установив начало года в том месяце, в котором вывел евреев из Египта, Господь, на пятидесятый день после того, когда Израиль подошел к Синаю, дал евреям Законы и праздники. Этот пятидесятый день тоже стал праздничным.

В итоге у евреев появилось семь праздников и три праздничных периода:

  • Весной в первом месяце — Пасха, Первый сноп, Опресноки.
  • Летом в третьем месяце — Пятидесятница.
  • Осенью в седьмом месяце — Трубы, Судный день, Кущи.

Эти праздники составляли годовой праздничный цикл и символизировали собой прообраз последовательности искупления человечества, которое совершает Христос.

Также следует отметить, что праздник Первого снопа на второй день Опресноков, после Пасхи, означал начало уборки ячменя. До этого дня никто не должен был ни собирать, ни есть нового урожая:

«объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику; … никакого [нового] хлеба, ни сушеных зерен, ни зерен сырых не ешьте до того дня, в который принесете приношения Богу вашему: это вечное постановление в роды ваши во всех жилищах ваших.»

Лев. 23:10,14

В то же самое время, праздник Кущей соблюдался уже после того, как последние плоды уходящего года были собраны:

«А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте праздник Господень семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой;»

Лев. 23:39

Итак, священный год начинался за две недели до того, как должен был появиться серп на жатве, когда первый урожай в Израиле уже поспел. А в середине священного года, вернее — на чуточку позже, весь урожай уже был собран, и народ праздновал Кущи. И потом долгих пять месяцев не было никаких праздников (кроме новомесячий), пока снова не наступала Пасха уже в первом месяце следующего священного года. Чем занимались евреи в это время? О, работы было много: надо было подготовить землю для нового посева, чтобы к Пасхе созрел новый урожай. И нам важно это отметить!

Субботний и Юбилейный годы

Здесь мы не ставим цели разобраться в том, что это за такие особые годы были, для чего предназначались и как высчитывались. Это не является нашей целью. Мы сегодня ищем библейские указания о праздновании нового года. И эти годы имеют прямое отношение к ответу на наш вопрос.

О Субботнем годе мы читаем:

«шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли;»

Лев. 25:3-5

Обратите внимание на повеление о субботнем годе: Поля не засевай… Когда евреи начинали засевать свои поля? После праздника Кущей, естественно! То есть, в восьмом месяце священного года они начинали подготовку к новому циклу сеянья и жатвы. Я не земледелец, и потому не знаю всех деталей, сколько времени занимает подготовка почвы, когда конкретно надо засевать ячмень, чтобы он поспел к Пасхе. Но если Пасха и жатва ячменя начинается в первом месяце священного года, то подготовка к сеянию и само сеяние должно быть на несколько месяцев раньше — начиная с восьмого месяца года и дальше. Я специально не буду пользоваться внешними источниками — мы ведь используем только Библию, не так ли?

В этой же главе мы читаем о Юбилейном годе:

«И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных [лоз] ее,»

Лев. 25:8-11

Точно так же, как и в Субботний год, в Юбилейный год нельзя было ни сеять, ни убирать урожай. Заметьте: Ни сеять, ни убирать!

Именно поэтому мы читаем в Левит 25:9-10, что Освящение Юбилейного года происходит в День очищения, в десятый день седьмого месяца. День очищения святилища — это тот же Судный день или День искупления. Это второй в группе осенних праздников.

Праздник труб — это Новый год!

Да, именно так! И мы сейчас это увидим. Но для этого я должен представить наглядную схему:

Пасха начинает праздноваться в десятый день первого месяца священного года с того, что в этот день берут агнца из стада, который должен находиться в доме до праздника (Исход 12:3). А Судный день или День очищения празднуется в десятый день седьмого месяца, то есть спустя ровно пол года, ровно шесть месяцев после начала праздника Пасхи. Цикл праздников завершится еще одиннадцать дней спустя, в двадцать первый день седьмого месяца, но… Юбилейный год должен быть освящен именно в десятый день седьмого месяца!

Почему? Ответ простой: в седьмом месяце завершился цикл сеяния и жатвы. После этого начинается новый цикл сеяния и жатвы. Юбилейный, равно как и Субботний год, хотя о нем это не сказано, непременно должен был начинаться именно с седьмого месяца священного года. Почему? Потому что в Юбилейный и Субботний год нельзя было не только собирать урожай, но также и нельзя было сеять! Объявлять юбилейный год в первом месяце священного года было бы уже поздно — сеяние ячменя уже завершилось бы. Более того, если бы Субботний и Юбилейный год исчислялись священным годом, то после праздника Кущей не было бы сеяния, а значит — в следующем году, который должен быть обычным, не было бы жатвы ячменя…

Внимательно смотрите схему: Гражданский год построен по принципу сеяния и жатвы. В начале года начинается подготовка почвы, затем сеяние, затем жатва. Жатвой год заканчивается. А священный год начинается жатвой и заканчивается новым сеянием. Какой год более соответствует требованиям Субботнего и Юбилейного года? Естественно гражданский, и никак не священный!

Итак, мы видим, что объявление Субботних и Юбилейных годов происходит в начале гражданского года. И исчисление Субботних и Юбилейных годов ведется по гражданскому году, а не по священному. Когда начинается гражданский год?

В Библии это не написано прямо, но Освящение года происходит десятого дня седьмого месяца. А первого дня седьмого месяца Господь устанавливает особый праздник — праздник Труб. Нет, это не обычное новомесячие. Это один из семи годовых праздников. Праздник Труб — это начало гражданского года. Это начало Субботнего года. Это начало Юбилейного года. Это просто начало года, потому что летоисчисление происходило именно по гражданским годам — так было удобно хотя бы потому, что у всех окружающих народов тоже год начинался с осени, и было удобно согласовывать годы и хронологию, считая одинаково годы.

Итак, среди всех обычных новомесячий Господь устанавливает одно новомесячие необычное — Праздник Труб, которое является началом года для отсчета лет. Потому сегодня в календаре евреев именно этот день считается днем Нового года. И он установлен Богом как праздничный день.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *