Решение первого апостольского собора в Деян 15:20 многим кажется понятным и ясным, но Деян 15:21 становится спорным и непонятным текстом. До тех пор, пока не обращаемся к Писанию, которым пользовались апостолы.
«Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее; один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.»
Исх. 12:48-49
В Израиле был установлен закон о том, как человек может стать евреем. Кстати, этот закон у евреев существует до сих пор точно так же, как он был установлен Моисеем. Чтобы человек из любого народа мог стать евреем, он должен был пройти два шага: (1) обрезаться и (2) отпраздновать Пасху в Иерусалиме. Многие язычники были обрезаны, но ещё не попали в Иерусалим на пасху, и назывались прозелитами. Пока они не отпраздновали Пасхи после обрезания, они еще не считались евреями, а потому к ним не применялись еврейские законы — они могли по прежнему есть свинину, прикасаться к нечистому и делать многое другое, что не позволялось еврею. Но вот после того, как они совершали оба шага, тогда они становились полноценными евреями, и… читайте стих 49 — на них распространялись все еврейские законы!
Что произошло в христианстве, из-за чего собрали апостольский и пресвитерский собор в Иерусалиме, что описано в Деяниях 15 главе? Читайте 14-ю главу Деяний:
«Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по — ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове. Жрец же [идола] Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и [принеся] венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.»
Деян. 14:11-13
«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.»
Деян. 14:23
Если до этого апостолы проповедовали язычникам в синагогах, то есть тем язычникам, которые уже были обрезаны, были прозелитами, то это не вызывало проблем у иудеев, когда их крестили. Но в 14-й главе показаны другие язычники в Ликии и Ликаонии — они привели быка, чтобы принести жертву Зевсу и Гермесу в лице Павла и Варнавы. Это не прозелиты! Они вообще не знают обрезания. Но… читайте Деян 14:23 — из этих вчерашних поклонников Зевса и Гермеса апостол Павел не только крестил, но даже и пресвитеров рукоположил! А они — не обрезаны! Это для иудеев было вообще святотатсвом, нарушением принципа из Исход 12:48-49. Вот именно по этому поводу и собрался апостольский совет.
«Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись.»
Деян. 15:1
Кстати, в законе Моисеевом нет заповеди об обрезании. Обрезание — это обряд завета Бога с Авраамом, и далее в законе Моисея он не упоминается. А вот обрезание язычников, желающих стать евреями — это уже от Моисея.
Что же решил апостольский совет? На основании свидетельств Павла и на основании свидетельства Петра, который был первым, кто крестил необрезанного Корнилия (Деян 11:3), апостолы приняли решение ЗАМЕНИТЬ закон из Исход 12:48 (смотрите Деян 15:1) на те четыре требования, что обычно цитируют — Деян 15:20. А вот Исход 12:49 остался на месте — Деян 15:21.
«а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.»
Деян. 15:20-21
То есть, Деян 15:20 — это требование к язычнику для того, чтобы он мог быть крещен. А вот после крещения, точно так же, как в прошлом после обрезания и Пасхи, к новообращенному применялись ВСЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНА! Именно об этом говорит апостол Иаков в Деян 15:21.
Как видите, без понимания деталей закона Моисея не возможно понять того, что происходило в апостольской среде. Потому что апостольская церковь продолжала жить по Писанию, которое было тогда — это то Писание, которое сегодня известно под названием «ветхий завет». И законы были известны только те, потому что к этому времени еще не было написано ни одно Евангелие и ни одно послание апостолов не было собрано в виде новозаветных писаний.