2

Что делать с пасторами, которые НЕ молчат о войне в Украине?

Как Церковь, действующая во всех странах земного шара, мы не можем считать то или иное государство злодейским, но рассматриваем его жителей как людей, за которых Иисус Христос, Сын Божий, отдал Свою жизнь.

Официальное заявление Церкви АСД

Это официальное заявление было сделано по поводу войны в Ираке в 2003 году, но оно распространяется на любые военные конфликты между любыми странами или народами.

Сегодня, когда идут военные действия между Россией и Украиной, еще более ожесточенные бои, хотя и без применения оружия, развернулись в соцсетях (и не только) между христианами, которые заняли стороны Украины или России, а то и вовсе решили оставаться нейтральными — к последним подчас отношение ещё хуже, чем к тем, кто поддерживает противоположную сторону.

О том, что Церковь и служители Церкви не должны вовлекаться в политику и не вправе высказывать свои политические предпочтения, говорилось много на разных форумах и в группах. Вестница Господня также имеет предостережения на этот счет, да и Священные Писания не молчат на эту тему. Но разжигающие военные действия среди христиан нашли другой аргумент, якобы нам непременно следует называть зло злом, а война — это и есть зло. Да, война — это зло, но выискивать виновника в войне — это ещё большее зло. И если война — это зло, то любая сторона, участвующая в войне, совершает злодеяние. Вы желаете что-то сказать о самозащите? Но Писание призывает:

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;»

Иисус Христос, Мф. 5:39

«не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.»

Апостол Петр, 1 Пет. 3:9

Нас никто не поставил судьями, решающими, кто прав, а кто виноват в том или ином конфликте. Когда ссорятся два человека, и даже когда кто-либо ударит другого, не всё так однозначно — требуются многочисленные беспристрастные следствия, прежде чем можно объявить виновного. Но когда ссорятся два государства, то возможности для суда ещё более трудные и запутанные. И кто мы, чтобы нам выносить суд?

Именно потому я вынес в самое начало слова из официального заявления Церкви АСД о военных действиях. И далее я процитирую ещё одну часть того же документа:

Церковь должна быть известна не только своим духовным вкладом (хотя он и играет основополагающую роль), но также ее поддержкой качества жизни, и в этой связи миротворчество играет важнейшую роль. Мы обращаемся к христианам и людям доброй воли во всем мире с призывом играть активную роль в установлении и поддержании мира,  содействуя, тем самым, разрешению проблем, а не их осложнению.

Что происходит, когда какой либо проповедник публично высказывает свое отношение к той или иной стороне, участвующей в военно-политическом конфликте? Я уже не говорю о том, что такие высказывания подчас сопровождаются цитированием военной пропаганды, которая не только является недостоверной, но которая непременно направлена на манипуляцию общественного сознания в ту или иную сторону, как это выгодно мировым державам, становясь при этом лжесвидетелем. Лжесвидетельство — это частный грех, хотя высказанное официальным лицом, занимающим видное положение в Церкви, оно также наносит вред и самой Церкви, которую этот проповедник представляет. И даже то, что этот проповедник сам уже не сможет совершать служение для противоположной стороны конфликта — это еще не самое страшное. Страшнее то, что после заявления одного из представителей Церкви, его мнение будет воспринято как позиция всей Церкви, и тогда Церковь может потерять возможность совершать служение в той стране, а её последователи могут оказаться под подозрением и даже под преследованием только потому, что некий проповедник превысил свои полномочия и нарушил принципы церковного служения.

Я сейчас не стану называть поименно тех известных проповедников, чьи проповеди широко распространены в интернете, которые сделали опрометчивые заявления по поводу той или иной страны. К сожалению, они перестали быть миротворцами и заняли позицию разжигания конфликта, тем самым воздвигая значительные препятствия делу благовестия и проповеди Евангелия всему миру и всем народам. Потому в некоторых местах церковь вынуждена принимать соответствующие меры по нейтрализации влияния таких проповедников, в том числе и осуждая их, и объявляя их неприемлемым на своей территории и для своих членов.

В мире постоянно в разных местах происходят военные конфликты, но это не должно влиять на нашу всемирную Церковь. Лично я не могу знать обо всех и о каждом, но хочу привести в пример два конфликта, которые тянутся десятилетиями — конфликт между Арменией и Азербайджаном и конфликт между Израилем и арабскими соседями. При этом я не слышал, чтобы адвентисты этих стран конфликтовали между собой. На протяжении очень долгого времени адвентисты Армении и Азербайджана входили в один унион и проводили совместные мероприятия на нейтральной территории, до тех пор, пока власти одной из стран не вмешались и не появилась серьезная угроза для церкви в той стране. Но что происходит между адвентистами из Украины и России? Почему они вот уже на протяжении полутора десятков лет не могут свободно общаться друг с другом? Или они перестали быть последователями Христа, учившего любви даже к врагам?

Но давайте посмотрим на Христа и на апостольскую Церковь: это было то время, когда Иудея была под Римским господством, когда Рим вёл множество захватнических войн, и когда Иерусалим был полностью разрушен в жестокой резне. Можем ли мы найти хоть слово или хотя бы намек на то, чтобы Христос или апостолы называли римлян и римскую армию оккупантами? Можем ли мы найти хотя бы какое осуждение римской власти и её политики? Призывали ли апостолы христиан в Риме выступать против политики кесаря? Почему же это сегодня имеет место среди христиан Украины?

Однажды Христу показали на кровавые бесчинства правителя, совершенные по отношению Его земляков:

«В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.»

Луки 13:1-3

Где в ответе Христа мы усматриваем то публичное выражение сочувствия пострадавшим и то публичное осуждение зла и вражеских захватчиков, которых сегодня так требуют от меня мои украинские братья и сестры? Во время апостолов был полностью стерт с лица земли Иерусалим. Но кто об этом хоть слово написал? Апостол Иоанн часть посланий написал до разрушения Иерусалима, и часть после. Где его воззвания выступать против кесаря, так жестоко расправившегося с его родным народом?

Вот почему я не буду поддерживать тех моих коллег, которые публично выражают свое осуждение той или иной стороны, будь то в конфликте Украины и России или в любом ином политическом конфликте. Я останусь христианином, который не только вне политики, но и вне осуждения правительств, народов и стран. Война — это зло, но осуждение и лжесвидетельство — ещё большее зло.


P.S.: Продолжение этой темы здесь…

Vasily

2 Comments

  1. Очень ждал выхода этой статьи и не пожалел. Большое облегчение понимать, что я не один в этом мире разделяю подобную точку зрения. Весьма не популярную в моей стране среди христиан. Я долгое время изучаю полит. технологии: месседжи, темники, акценты, треки. И больно наблюдать как лидеры общественного мнения (ЛОМы) церкви, годами наращивали свои медийные ресурсы для проповеди Евангенлия, а теперь используют их для ретрансляции пропаганды одной из сторон. Даже не продвижения особой, уникального повестки, а просто реакционного повторения запущенных политических месседжей.

    Сильно откликнулись ваши аргументы и про оккупационный режим Рима и про Ирак, Азербайджан и Армению, преступления Пилата.

    Еще пришла мысль, что под влиянием современных настроений, люди бы выбрали героя, борца за национальные идеи Варнаву, вместо «неактуального» Христа.

    Я пришел к тому же выводу что и вы:
    «Я останусь христианином, который не только вне политики, но и вне осуждения правительств, народов и стран. Война — это зло, но осуждение и лжесвидетельство — ещё большее зло.»

    Спасибо что систематизировали и доступно донесли эту идею.

  2. Спасибо вам, Василий, за эту статью. Честно, я не слушаю проповеди пасторов, которые затрагивают тему войны. Как-то довелось случайно посмотреть, в котором пастор вел диалог с доктором богословия: но в видео больше обсуждали политику, войну, достижения самого доктора богословия нежели Божью истину.
    Вы правы и о лжесвидетельствовании (при этом я сомневаюсь в том, что пастор имеет юридическое образование или, что он отлично знает все международное право, но уже выносит свое суждение о том, кто виновен, кто нет).
    Видимо нагорную проповедь Христа нам надо повторять ежедневно.

    Еще раз моя благодарность!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *