0

Рождение «прежде денницы», это когда?

Да, кстати, хороший стих про рождение Сына Божьего прежде (то есть, раньше) денницы (то есть, Люцифера, как я понимаю). Что как раз и подтверждает то, что и ангелы были созданы уже после рождения Сына.

3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое * [(* По переводу 70-ти: из чрева прежде денницы Я родил Тебя. — Прим. ред.)].
(Пс.109:3)

Ж.,

Да, вот только… это — выхваченная из контекста фраза. Мы разберём весь этот псалом.

Пс 109:1-7
«1 Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.
4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.»

Цельное произведение

Во-первых, этот псалом является цельным произведением и цельным пророчеством о прославлении Сына Божьего. Именной такой подзаголовок имеется в программе MyBible к этому тексту. Он явно взят из какого-то издания Библии, хотя в любом случае этот подзаголовок — человеческое мнение, но тем не менее верное. Это — «Пророчество о прославлении Сына Божьего».

Да, это — ПРОРОЧЕСТВО. То есть предсказание на будущее, а не описание прошлого. Кому-то хочется сказать, что стих 2 и стих 4 — это о будущем, а стих 3 — это о прошлом? Хмм… Ну если Вы найдёте ещё один стих о прошлом, то я ещё мог бы согласиться, что это пророчество — некая «зебра», то о прошлом, то о будущем. Но увы! Это пророчество, которое всё целиком, от первого до последнего слова, говорит о будущем. И вырывать из контекста одну фразу, применяя её к прошлому — это уже манипуляция текстом, которая никак не может быть истиной.

Но давайте рассмотрим это пророчество от начала и до конца, о чем оно говорит? И мы увидим, как впоследствии его толкует апостол Павел, говоря уже об исполнении этого пророчества. Потому что толкование этого пророчества мы находим именно у апостола Павла в Послании к евреям.

Как понимать неудобовразумительного Павла

Кстати, я благодарен Александру Владимировичу Болотникову, что однажды он очень четко показал, продемонстрировав это на примере послания апостола Павла к римлянам (часть 1 и часть 2), показывая, что Павел цитирует только ключевую фразу из «Ветхого завета», а читатель уже должен знать Писание настолько хорошо (особенно это верно для Послания к евреям), чтобы тут же вспомнить не только место, откуда эта фраза взята (тогда Писание не было разделено не то что на стихи, но даже и на главы, но люди ссылались на Писание по ключевым фразам), но также и вспомнить весь контекст этой фразы и иметь его в виду, читая слова апостола Павла. Хорошим примером такого метода понимания посланий апостола Павла может послужить пример, где он точно так же поступил, но уже с «новозаветными» событиями. Там еще не было что цитировать, но история была известной: В Гал 2:1-2 апостол упоминает события Деян 15 гл, и без знания описанного в той главе невозможно правильно понимать всё Послание к галатам. Его следует читать исключительно после прочтения всей 15-й главы Деяний апостолов, постоянно памятуя, что Послание к галатам — это именно результат того путешествия Павла в Иерусалим на апостольский собор. Точно такой же метод использует апостол Павел и при отсылке читателя к «ветхозаветным» Писаниям — нужно читать как минимум всю главу, из которой взята цитата, целиком. А лучше — знать всё «ветхозаветное» Писание, без которого «новозаветное» будет понято превратно.

Итак, смотрим на весь 109 псалом и вспоминаем, где мы встречали его цитирование у апостола Павла? Для знающих Писание вспомнить не так сложно: стихи 1 и 4 находятся в Послании к евреям. Кстати, исследуемый нами стих 3 находится между этими двумя цитируемым в Послании к евреям стихами, а потому, естественно, этот третий стих должен также, как минимум, подразумеваться в Послании к евреям. И мы сейчас это обнаружим.

Содержание 109 псалма

Но давайте вначале кратко, тезисно, перескажем содержание 109 псалма, обращая на ключевые моменты:

  1. Отец помещает Сына на Свой престол, но при этом уже существующие враги Сына еще не склонились у Его ног.
  2. Отец дает право Сыну господствовать над врагами, и это названо «жезлом силы» — это происходит в то время, когда определенная сила, символизируемая жезлом, передана Отцом Сыну.
  3. В тот день, в который этот «жезл силы» передается Сыну, народ «к чему-то готов» (это нам ещё следует разобрать) во святилище, и В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ происходит рождение Сына из чрева подобно росе.
  4. В этот же день Отец клятвенно инаугурирует Сына в Первосвященники по чину Мелхиседека.
  5. Это пророчество простирается до времени, когда произойдет гнев Отца и поражение царей земных,
  6. и совершится суд над народами, так что земля останется покрытой непогребенными трупами, и даже произойдет ПОРАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ (вспоминаем Бытие 3:15).
  7. Это интересный текст, который следует ещё разобрать, но он явно продолжает предыдущий стих, говоря о голове.

Вот примерно такое содержание пророчества вырисовывается, когда мы читаем весь псалом, всё пророчество целиком:

Отец дает Сыну престол в конкретный день, когда некая сила совершается во святилище, при этом поставляет Его Первосвященником на период, пока не будут истреблены Его враги и поражена «голова».

А рождение из чрева подобно росе происходит именно в тот день, когда Сын получает престол и первосвященство по чину Мелхиседека, также царя и священника.

Таково содержание Псалма 109. Теперь обратимся к Посланию к евреям и увидим, как апостол Павел показывает это же самое событие, но уже совершившимся.

Послание к евреям

Открываем Послание к евреям с самой первой главы и смотрим с самого первого стиха. Нам интересно увидеть, что за событие и когда происходит:

  1. Пророкам (в том числе и Давиду) говорил Бог давно,
  2. но нам говорит в Сыне в эти последние дни, то есть в то время, когда Павел пишет это послание.
  3. Сын СОВЕРШИВ ИСКУПЛЕНИЕ воссел на престоле одесную, то есть по правую руку Отца (вспоминаем Пс 109:1 и понимаем, КОГДА это происходит).

4-5. Именно в контексте этого события апостол вспоминает другие пророчества Давида — о том, что Христос БУДЕТ, СТАНЕТ СЫНОМ через рождение.

Это опять таки, пророчество о будущем, а не о каком-то отдаленном прошлом, потому что мы имеем определенное объяснение этому же пророчеству:

«И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя.» Деян. 13:32-33

То есть, рождение Сына — это Его воскрешение из чрева, из «сердца земли» (Мф 12:40). Подобно росе прежде денницы — как роса появляется буквально ниоткуда перед утром, так и Христос родился из мертвого перед рассветом первого дня недели после распятия.

  1. Вводит Первородного во вселенную — здесь мы видим, как только что рожденный Сын представлен небожителям и ангелам. Это не когда-то давно, потому что стих 2 ранее утверждает, что эта вселенная была сотворена Христом, но сейчас Его надо представлять не как Творца, а как Искупителя, воскресшего из мертвых, Которому надлежит поклонение ВСЕХ АНГЕЛОВ, включая и ту треть, которые остались в недоумении после восстания Люцифера, увлекшего за собой другую треть.

Послание к колосянам

Говоря о Первородном мы тут же вспоминаем другой текст апостола Павла о Первородном и рождении, где говорится об этом же воцарении Воскресшего — Кол 1:12-18

«благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,» Кол. 1:12-18

Сын рожден прежде всякой твари — это когда? В предвечности? До сотворения всякой твари? Слово «рожденный» в этом месте — то же самое «прототокос», которое дальше означает «первенец». То есть, буквально этот стих говорит:

«… в Котором мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов… ПЕРВЕНЕЦ прежде всякой твари… Он — начаток (то же слово, что и «начало» в Откр 3:14 и 22:13), ПЕРВЕНЕЦ ИЗ МЕРТВЫХ, дабы иметь Ему во всем ПЕРВЕНСТВО…»

Послание к коринфянам

И понимаем мы это первенство, первородство, именно в контексте воскресения, как это поясняет тот же Павел в другом месте, где он говорит абсолютно о том же, что видим в 109 Псалме:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть, потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что [Ему] все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.» 1 Кор. 15:22-28

Мы видим здесь порядок воскресения, где первенец Христос, а потом и все остальные воскресшие, остальное творение Его, которое Он не только сотворил, но и искупил. И здесь же мы видим царствование Его до тех пор, пока не будут уничтожены враги Его, и суд, и конец Его царствия, когда Он возвращает всё Отцу, давшему Ему престол до времени уничтожения врагов.

Снова Послание к евреям

Возвращаемся к Посланию к евреям. Мы остановились на стихе 6. Стих 7 продолжает говорить об ангелах, упомянутых в стихе 6, а стих 8 продолжает повествование, соответствующее 109 псалму, хотя и цитирует другой псалом — о царствовании, о жезле, о нечестивых, о помазании…

10-12. Эти стихи поясняют, почему во всех этих параллельных местах — и в 109 псалме, и в Послании к евреям, и в Послании к колосянам, и в Первом послании к коринфянам, упоминается также и творение — это не для того, чтобы поместить рождение Христа в некую предвечность, а именно для того, чтобы показать, что все нечестивые сотворенные, которые согрешили, погибнут, а остальные станут как бы заново сотворенными вследствие первородства Сына, восставшего из мертвых первым, а потом и они, воскрешенные, пересотворенные, перерожденные, последуют за Ним.

  1. И практически в завершение первой главы Послания к евреям апостол снова цитирует 109-й псалом, показывая, что он никак не отклонился от содержания того псалма, а только расширил его, обращаясь к другим поясняющим пророчествам.

А где Мелхиседек? Он будет в этом же Послании к евреям позже, потому что апостол Павел на первой главе не завершил цитирование 109-го псалма, равно как и других «ветхозаветных» пророчеств. Но мы остановимся на этом, потому что наша цель достигнута — пояснить, что «рождение прежде денницы» — это не рождение Сына прежде того, как был сотворен Люцифер (денница в русском переводе), а именно рождение Христа на рассвете в день Его воскресения после Голгофской смерти, что очень четко видно, когда мы собираем воедино все тексты, говорящие о рождении Иисуса Христа.

Результат

Мы ещё не все такие тексты здесь собрали? Да, но если Вы вдруг обнаружите какой либо текст, который помещает рождение Сына в иное время, не во время Его воскресения из мертвых (я не говорю о рождении от Марии — это первое из двух существующих рождений Иисуса Христа), то дайте мне знать, и мы разберем их.



Постскриптум

Я обещал разобрать седьмой, последний, стих сто девятого псалма. Давайте сделаем это здесь, в постскриптуме, потому что хотя это и часть того же псалма, но не касается непосредственно ответа на вопрос о рождении Сына.

Вот концовка псалма, с контекстом:

5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

Вот, как мы эту концовку интерпретировали раньше:

  1. Это пророчество простирается до времени, когда произойдет гнев Отца и поражение царей земных,
  2. и совершится суд над народами, так что земля останется покрытой непогребенными трупами, и даже произойдет ПОРАЖЕНИЕ ГОЛОВЫ (вспоминаем Бытие 3:15).
  3. Это интересный текст, который следует ещё разобрать, но он явно продолжает предыдущий стих, говоря о голове.

Следует напомнить также, что и первые два стиха говорят о врагах, которых должно подчинить или поразить. Так что и начало, и конец всего псалма — об одном и том же, показывая целостность всего произведения или пророчества.

Мы понимаем, что речь идет о последнем времени, когда будут изливаться язвы перед Вторым пришествием Христа, и когда земля останется опустевшей с непогребенными телами нечестивых — это стихи 5 и 6. В шестом стихе имеется аллюзия на Быт 3:15 о поражении змия в голову, то есть на окончательное уничтожение сатаны, которое произойдет в конце тысячелетия (Откр 20 гл). Однако именно сейчас нас интересует последний, седьмой стих — в русском синодальном переводе он как-то непонятно выбивается из общего повествования пророчества.

Просматривая целый ряд переводов и комментариев, я вижу в них только один смысл: «Мессия будет пить из потока и поднимет Свою голову.» Есть некоторые вариации, в которых НЕКОТОРЫЕ, весьма немногие комментаторы замечают, что поток — это не освежающая вода, а гнев Божий. Но замечая это, эти комментаторы все равно думают о Мессии, вспоминая его Гефсиманские или иные страдания.

Практически, это понимание вполне исходит из греческого текста Септуагинты, и только те, кто ориентировались на еврейский текст, замечали, что поток несколько иной — не освежающая вода, а гнев Божий.

Но давайте обратим внимание на оригинальный текст:

‎ מִ֭נַּחַל בַּדֶּ֣רֶךְ יִשְׁתֶּ֑ה עַל־כֵּ֗֜ן יָרִ֥ים רֹֽאשׁ׃
Словарное значение слов по порядку (в еврейском — справа налево):
1. Из потока. Слово «нахал» имеет три словарных значения: (1) поток, (2) долина потока, (3) пропасть, шахта, туннель.
2. На том пути. Определенный артикль увязывает этот путь с упомянутым ранее. Слово «дерек» имеет несколько значений, среди которых есть (1) продолжительный участок земли, по которой идут — дорога; (2) путешествие; (3) метод, образ действия, привычка, поведение, манера; (4) направление, и другие.
3. Будет пить. Слово «шата», хотя может использоваться и в качестве питья воды, больше используется в значениях «пить вино, пить кровь, пить ярость гнева» и подобных.
4. И потому. Связующие слова, показывающие причинно-следственную связь последующего с предыдущим.
5. Вознесет. Еврейский глагол «рум» в форме хифиль имеет значение «поднимать», но чтобы лучше понять смысл этого слова, мы ниже рассмотрим все тексты, где именно это слово употребляется в такой же форме.
6. Голову.

Еврейский глагол «рум» (вознесет) в форме хифиль встречается в Писании девять раз, и все эти девять текстов мы рассмотрим здесь, сгруппировав их по смысловым значениям этого слова (само слово выделено жирным шрифтом):

поднятие вверх без отделения от тела —

«И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет (поднимет) ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской.» Быт. 41:44

«И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик;» Исх. 17:11

поднятие вверх с отсечением от тела —

«и вынет из тельца за грех весь тук его, тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях,» Лев. 4:8

«и весь тук его вынет из него и сожжет на жертвеннике;» Лев. 4:19

поднятие вверх с отделением от места —

«По твоему ли слову возносится орел и устрояет на высоте гнездо свое?» Иов 39:27

возвышение относительно предыдущего положения —

«Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.» 1Цар. 2:8

«из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,» Пс. 112:7

«но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;» Пс. 74:8

Что мы видим из этого сравнения текстов? Шесть текстов против двух говорят о некотором отделении при поднятии, и только первые два поднимают руку без отделения от тела.

Теперь, учитывая, что (1) имеется определенный артикль со словом «путь», увязывающий с предыдущим текстом, а также что (2) под питьем может подразумеваться не вода, а гнев, и что (3) вознесение чаще происходит с отделением от прежнего места, я хочу предположить совершенно другой перевод этого стиха, с совершенно другим смыслом, не относящимся к Самому Мессии, а к Его действию:

«Из потока в [той] долине он будет пить [ярость гнева Божьего], в результате чего отсечена будет голова [его].»

Насколько вероятным может быть именно такой перевод последнего стиха этого псалма? Есть еще один фактор, который позволяет нам перепроверить, насколько верно это моё предположение. И это — еврейская поэзия, заключающаяся в параллелизме.

Напомню принципы еврейского поэтического параллелизма, которые зачастую позволяют прояснить значение того или иного текста. Есть три вида параллелизма:

  • синонимический, когда вторая строка повторяет смысл первой строки, но другими словами;
  • антонимический, когда вторая строка дает прямо противоположный смысл первой строке;
  • синтетический, когда вторая строка развивает и продолжает смысл первой строки.

Также хочу заметить, что не всегда параллелизм представлен только двумя параллельными строками, но иногда и тремя, реже четырьмя и большим числом параллельных строк. И именно здесь я вижу вариант с тремя строками, либо когда последняя строка остается одинокой, без параллели, как это получается в традиционном переводе.

5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

Это традиционный перевод, в котором мы видим 5 и 6 стихи параллельными:

  • Господь одесную тебя = Совершит суд над народами (Господь сидит на судейском престоле возле тебя, чтобы судить твоих врагов)
  • Он в день гнева Своего = Наполнит землю трупами (действие Судьи, приводящего в исполнение Свой суд)
  • Поразит царей = сокрушит голову в земле обширной (результат — все цари (головы), по всей земле, будут поражены и сокрушены)

При этом стих 7 остается одинарным, не имея никакой параллели. Но если мы принимаем предложенный мною перевод, то он становится третьей параллельной строкой с таким же синонимическим значением:

  • Господь одесную тебя = Совершит суд над народами = Из потока в той долине (вспоминается долина суда по Иоилю)
  • Он в день гнева Своего = Наполнит землю трупами = Будет пить [ярость гнева Божьего]
  • Поразит царей = сокрушит голову в земле обширной = В результате чего отсечена будет голова [его]

Вот так я вижу этот последний стих 109 псалма, который традиционно выглядит каким-то сиротливым, хотя и говорит о возвышении Сына Божьего как победителя. Но это — моё частное мнение, с которым вы вольны не согласиться, тем более, что и переводчики Септуагинты не увидели в нём того, что увидел я. А может быть они просто не нашли лучшего метода передать такой смысл, а последующие переводчики их не поняли…

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *