0

1Кор 11:3-16 — как его понимать?

Первое послание к коринфянам — письмо, построенное по принципу обличения трех-четырех основных проблем коринфской церкви, и между делом, нескольких дополнительных мелких наставлений. Апостол Павел, как это и во всех остальных его посланиях, иногда пишет «неудобовразумительно» (2Пет 3:15-16). Потому мы должны быть внимательны, чтобы не извращать то, что нам не совсем понятно из его посланий.

Помним, что изначально послание апостола Павла не было разделено на главы, но тем не менее, в нем прослеживаются тематические части. Так, 1Кор 11:3 и 12:1 — это явные начала новых разделов послания. А вот по середине этого отрывка, где заканчивается разговор о мужьях и женах и где начинается разговор о вечере Господней — это уже вопрос спорный: Стилистически начало разговора о вечере — в стихе 20, но по смыслу — в середине стиха 17, где видна связка-переход от одной темы к другой.

Почему я начал именно с вопроса, как бы выходящего за рамки того отрывка, о котором спрашивают? Потому что я хочу показать, что в исследуемом отрывке также смешаны несколько разрозненных тем, которые связаны только переходами типа того, который мы видим в стихе 17 между темой о мужьях и женах и темой о вечере Господней. Практически, стихи 17-19 могут также быть пояснением стиха 16 о том, что тема о мужьях и женах не должна быть предметом спора, потому что это вопрос мнений. Стих 13 также подсказывает, что речь идет именно о мнении, а не о конкретной заповеди. Точнее — не о частном мнении, а о культурном или традиционном вопросе, который решается всеобщим мнением.

Давайте посмотрим ближе на этот отрывок 1Кор 11:3-16. Я попытаюсь построить схематический план этого отрывка:

стих 3 — иерархия
стих 4 — голова мужа
стих 5 — голова жены
стих 6 — сравнение бритой и непокрытой головы
стихи 7-9 — обоснование иерархии
стих 10 — власть для ангелов
стихи 11-12 — уравнение
стихи 13-14 — волосы мужа
стих 15 — волосы жены
стих 16 — не спорить

Просто быстрый взгляд на эти тексты приводит в смущение относительно того, какова же основная тема этой части послания апостола Павла в Коринф. Говорит ли он о покрытии головы и волосах? Говорит ли он о власти и иерархии? И вообще, почему подавляющее большинство христиан в этом отрывке видят только требование женщинам покрывать голову платком на богослужении, и больше ничего другого?

Я не хочу сказать, что для меня этот отрывок абсолютно полностью ясен и понятен. Здесь есть что-то неудобовразумительное, о чем я пока не смог найти удовлетворительного для себя объяснения. Я не могу полностью проследить движение мыслей апостола Павла, вероятно потому, что я не имею достоверной информации о тех конкретных проблемах, которые Павел адресует в этом послании. Но ясно одно: У коринфян были проблемы и с пониманием иерархии как в семье, так и в церкви, равно как у них были и проблемы с покрытием головы и волосами, причем у обоих — и мужчин, и женщин. И обе эти проблемы апостол Павел адресует в данном отрывке.

Полагаю, что для нас сейчас вопрос иерархии не стоит: Бог Отец — Иисус Христос — муж — жена. Вот такая иерархическая последовательность представлена у апостола несколько раз, причем даже обоснована последовательностью творения человека. Есть ли об этом споры? В теории — нет, а на практике — очень многие жёны пытаются стать главой своему мужу. Одни имеют для этого веские причины, другие — просто потому, что им так приятнее, а третьи — вообще не задумываются над этим, и скорее потому, что мужья не на своем месте, что просто вынуждает жён становиться главой своему мужу. А кто-то вообще с удивлением спрашивает: А что в этом плохого? Стоит отвечать на этот вопрос? Нет, мы просто скажем, что наш Бог есть Бог порядка, а не неустройства.

Давайте рассмотрим утверждения Павла о головах и волосах как мужа, так и жены. И я хотел бы начать именно с того, с чего начинает апостол Павел — с мужа. Если начать с жены, то произойдет то, что случилось с большинством христиан — сместится акцент на что-то одно, причем не самое главное.

  1. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытой головой, постыжает свою голову! А вы бывали в иудейских синагогах? Или хотя бы видели их на фотографиях, картинках или в кино-видео записях? Ни один иудей не станет даже Тору читать без того, чтобы покрыть голову. А молиться — только с покрытой головой. А вспомните одеяние священника, в котором он должен входить в скинию — Левит 16:3-4. Непременной частью одежды священника для служения в скинии должен быть кидар — головной убор. Так почему же апостол Павел противоречит заповеди Божьей о том, что должно быть у мужа на голове во время молитвы?
  2. Если муж растит волосы, то это бесчестие для него! Опять таки эти слова апостола Павла не находятся в согласии с заповедью Божьей — Левит 19:27. Я уже молчу о назореях, которым запрещалось стричь волосы (Числа 6:5). Ну и конечно же — Самсон, мы вспоминаем его (Судей 13:5). Не многие могут вспомнить Самуила — 1Царств 1:11.

Что случилось с апостолом Павлом? Он решил отменить заповедь Божью? Почему евреи растили волосы, и для некоторых это даже было священной обязанностью, а апостол Павел называет это постыдным и позорным? У меня есть лишь один ответ, и он проистекает из стихов 13 и 16 — это вопрос местной культуры или традиции, и не более того! Для примера обращу внимание на другую деталь святости и бесчестия — обувь. Исход 3:5 и Навина 5:15 устанавливают принцип, даже требование Божье: На святом месте сними обувь! А что мы делаем на святом месте? Мы в доме своем ходим босиком или в тапочках, а в церкви — обутыми. Почему? Нет, это не везде так. В некоторых КУЛЬТУРАХ и христиане разуваются перед входом в церковное помещение, не только мусульмане. Но это — именно вопрос культуры! Апостол Павел пишет христианам в Коринфе, где культура совершенно иная, не такая, как в Ханаане. Почему он это пишет? Вероятно потому, что некоторые христиане из иудеев навязывали свои иудейские традиции христианам в Коринфе. Но это — всего лишь традиции, не имеющие никакого отношения к спасению. Но не соблюдение традиций может привести к серьезным последствиям — местное население не поймет и не примет весть спасения лишь потому, что вестник ведёт себя неподобающе. Представьте себе, что в вашу церковь или даже просто в публичное помещение вошел человек с шапкой на голове и стал так выступать с платформы — были бы присутствующие внимательны к его словам? Или каждый возмущался бы его бескультурьем, а потому совсем не слышал бы его вести? Именно это и происходило в Коринфе — я так это понимаю. Потому апостол Павел призывает уважать местные традиции, которые не касаются вопроса спасения.

  1. А вот жена постыжает голову если молится с непокрытой головой. Почему? Традиция такая? Я слышал разные пояснения, вплоть до того, что непокрытая голова и распущенные волосы — это якобы образ блудниц, которых было немало в портовом городе и в храмах Афродиты и Венеры. Но я ищу ответ в самих словах апостола Павла: Ибо то же как если бы она была обритая; и ещё: Если не хочет покрываться, пусть стрижется; и ещё: Если стыдно быть остриженной, пусть покрывается. О чем всё это? Почему непокрытая голова сравнивается с бритой головой? Именно сравнивается, уравнивается! Опять таки, ответ я ищу в Писании — 1Тимофею 2:9 и 1Петра 3:3. Проблема в украшательстве, в гордости, в состязании с другими женщинами. И эта проблема решается просто: Или закрой свою прическу, или полностью состриги свои волосы, чтобы они не обольщали.
  2. Волосы — честь для жены и они играют роль покрывала! Так покрывать голову, или сами волосы являются покрывалом? На мой взгляд, апостол Павел умышленно вносит такое противоречие, чтобы потом перейти к следующей мысли, записанной в следующем стихе — [это обычай], а у нас нет обычая спорить о подобных вопросах.

То есть, здесь мы находим два важных принципа: (1) вопрос покрытия головы во время молитвы, равно как и вообще вопрос поведения на святом месте — это не вопрос спасения, а вопрос народной традиции, и его стоит соблюдать как минимум для того, чтобы не было препятствия проповеди Евангелия; и (2) Господь дал женщине волосы вместо покрывала, чтобы тем самым показать её подчинённое положение в иерархии власти, но если она использует свои волосы для самовозвышения и соревнования, то такие волосы должны быть острижены, или в крайнем случае — покрыты.

Вот таково моё понимание этого текста. А если кто считает иначе — то у нас нет обычая спорить.

P.S.: Я пропустил стих 10? Да, умышленно, хотя вскользь апеллировал к нему в самом конце. Почему? Потому что это — одно из тех неудобовразумительных мест, какие иногда встречаются у апостола Павла. И даже наличие множества дополнительных слов курсивом в этом тексте показывает, что сами переводчики Писания с трудом понимали, к чему апостол это сказал.

Но я разобрал стихи 10 и 15 позже в новой публикации ЗДЕСЬ. Рекомендую просмотреть.

Vasily

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *